Судья Андрюкова Т.А. Дело № 2-3376/11
№ 33-1165/11
18 октября 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Бежевцовой Н.В., Ечина А.А.,
при секретаре Затока Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе
федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана» Минэнерго России на решение Магаданского городского суда от 23 августа 2011 года, которым постановлено:
Иск прокурора г. Магадана в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России о понуждении к определению количества рабочих мест для инвалидов удовлетворить.
Обязать ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России определить в Магаданском филиале ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Город Магадан» в размере 4000 рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Мирошниковой С.В., объяснения представителей ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Маловичко В.И., Печерского В.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения старшего помощника прокурора Магаданской области Гучановой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Магадана обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России о понуждении к определению количества рабочих мест для инвалидов.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Магадана была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о занятости населения и социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено нарушение федеральным государственным унитарным предприятием «Ведомственная охрана» Минэнерго России пункта 2 статьи 1 Закона Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ.
Так, в нарушение указанных требований закона в штатном расписании Магаданского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, среднесписочная численность которого составляет 172 человека, квота для приема на работу инвалидов не установлена. При этом рабочие места, не связанные с деятельностью предприятия по осуществлению задач, предусмотренных Уставом, в штатном расписании филиала предусмотрены.
Невыполнение установленной законом обязанности по установлению квоты рабочих мест для инвалидов нарушает право граждан указанной категории на трудоустройство и социальную защиту.
На основании изложенного, прокурор просил возложить на ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России обязанность определить в Магаданском филиале количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Магаданским городским судом 23 августа 2011 года принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России подало на него кассационную жалобу, в которой просит его отменить как принятое при неправильном применении норм материального права.
Указывает, что согласно штатному расписанию Магаданского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России численность работников по состоянию на 10 августа 2011 года составила 190 человек.
Вместе с тем 180 человек из указанного числа - это работники, непосредственно задействованные на охране объектов, прием которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Положениями данного Федерального закона установлено ограничение при приеме на работу в ведомственную охрану граждан при наличии подтвержденного заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей (статья 7), в связи с чем использование на предприятии труда инвалидов ограничено.
Штат аппарата управления филиала состоит из 10 единиц, что составляет 5,2% от общей численности и несоразмерно установленной для филиала квоте по приему на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности. Основания для высвобождения имеющихся должностей из числа указанных работников филиала у предприятия отсутствуют.
При таких обстоятельствах, по мнению ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, обязанность по установлению количества рабочих мест для инвалидов в Магаданском филиале возложена на предприятие незаконно.
В возражениях на кассационную жалобу ОГУ «Центр занятости населения города Магадана» выражает согласие с решением суда, настаивая на оставлении обжалуемого решения без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в нем лиц, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Возлагая на ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики РФ обязанность определить в Магаданском филиале количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников, суд руководствовался нормативными положениями статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и статьи 1 Закона Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области».
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно статье 1 Закона Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации (пункт 1).
Размер квоты составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области (пункт 2).
Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в соответствии с установленным размером квоты. Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения (пункт 3).
Разрешая заявление, суд, посчитав невыполненной со стороны ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики РФ обязанность, установленную статьей 1 Закона Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области», удовлетворил требования прокурора.
Однако при этом суд не учел, что размер квоты для приема на работу инвалидов определен законом субъекта для организаций, расположенных на территории Магаданской области, а количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется самостоятельно работодателем.
По общему правилу (статья 54 Гражданского кодекса РФ), место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Согласно пункту 3 названной статьи филиалы не являются юридическими лицами. Руководители филиала действуют на основании доверенности, выданной юридическим лицом.
Как следует из материалов дела, местом государственной регистрации, как следствие, местом нахождения ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики РФ является город Москва (л.д.36-39). На территории Магаданской области расположен Магаданский филиал предприятия, являющийся обособленным подразделением ФГУП, находящимся вне места его нахождения, осуществляющий деятельность от имени предприятия (л.д.50).
Таким образом, не будучи юридическим лицом, филиал не может выступать стороной каких-либо обязательств, иметь гражданские права и обязанности.
В силу статей 2,3,5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Филиал унитарного предприятия не является юридическим лицом и действует на основании утвержденных унитарным предприятием положений от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала унитарного предприятия несет создавшее его унитарное предприятие.
Таким образом, обязанность по исполнению статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возложена на ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго РФ, которое вправе определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов самостоятельно, исходя из общей среднесписочной численности предприятия по всем филиалам (л.д.57-58) в пределах установленной законом квоты.
При этом в том или ином регионе количество таких рабочих мест может быть различным, в том числе и менее 2% от среднесписочной численности отдельно взятого филиала, а в целом по предприятию соответствовать предъявляемым законом требованиям.
Квота для приема на работу инвалидов для организаций, расположенных на территории Московской области, устанавливается в соответствии с Законом Московской области от 28 апреля 2008 года (в редакции от 31 марта 2011 года № 53/2008-03 «О квотировании рабочих мест», согласно пункту 3 статьи 4 которого работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников.
Самостоятельному решению вопроса о реализации установленных законом в этой части требований исходя из среднесписочной численности работников всего предприятия, в том числе с учетом имеющихся ограничений прав граждан при приеме на работу в ведомственную охрану, а также предмета и целей его деятельности, корреспондируют и предписания статьи 7 Федерального закона «О ведомственной охране», по правилам которой гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случае наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.
Установление количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% исключительно в Магаданском филиале, как заявлено прокурором города Магадана, не отвечает требованиям вышеприведенных нормативных положений в их совокупности и означало бы вмешательство в деятельность федерального государственного унитарного предприятия.
При таком положении постановленное по данному делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных материалов, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда от 23 августа 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым прокурору города Магадана в удовлетворении искового заявления к федеральному государственному унитарному предприятию «Ведомственная охрана» об обязании определить в Магаданском филиале количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Председательствующий С.В. Мирошникова
Судьи Н.В. Бежевцова
А.А. Ечин