Судья Беляева И.И. Дело № 2-459/11
№ 33-1223/11
01 ноября 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Ечина А.А., Выглева А.В.,
при секретаре Иващенко В.Б.
рассмотрела дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» на решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 26 сентября 2011 года, которым постановлено:
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» в части неисполнения обязательств по обеспечению Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011-2012г.г.
2. Обязать администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» исполнить обязательства по обеспечению Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона, а также обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 г.г.
Взыскать с ООО «Востокмонтажспецстрой» в доход бюджета МО «Омсукчанский район» государственную пошлину в размере ... (...) рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., выслушав объяснения представителей ООО «Востокмонтажспецстрой» Миллера Д.В. и Фуклевой С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы прокурора Омсукчанского района Безменова П.В., помощника прокурора Магаданской области Кростыленко Ю.Е., полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился с заявлением в Омсукчанский районный суд о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» в части неисполнения обязательств по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011- 2012г.г., возложении обязанности на администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» исполнить обязательства по обеспечению Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона, а также обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 г.г.
В обоснование указал, что прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрацией муниципального образования «Поселок Дукат» и теплоснабжающей организацией ООО «Востокмонтажспецстрой» в части подготовки к отопительному периоду 2011-2012 г.г.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация муниципального образования «Поселок Дукат» в границах поселения организует теплоснабжение жителей п. Дукат.
Согласно подпункту 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе обеспеченностью твердым топливом котельных и населения до начала отопительного сезона не ниже 70 % потребности всего отопительного сезона.
В соответствии с пунктами 2, 15, 39 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго от 04 сентября 2008 года № 66 нормативно эксплуатационный запас топлива для надежной и стабильной работы электростанций и котельных рассчитывается из работы котельной в течение трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количества суток. По твердому топливу – 45 суток.
Проверкой установлено, что администрацией МО «Поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» указанные требования законодательства не выполняются.
Так, по состоянию на 18 августа 2011 года на угольной котельной п. Дукат запас твердого топлива составлял всего 3,4 % от потребности всего отопительного периода, что составляет 11 суточный запас. ООО «Востокмонтажспецстрой», оказывающее услуги населению по теплоснабжению, не заключило договоры на поставку угля на угольную котельную п. Дукат, не обеспечило наличие нормативного запаса угля к началу отопительного сезона.
В свою очередь администрация МО «Поселок Дукат», располагая информацией о сложившейся ситуации, не обеспечила выполнение требований статьи 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Бездействие ответчиков повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на получение качественной услуги на теплоснабжение.
26 сентября 2011 года Омсукчанским районным судом Магаданской области постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ООО «Востокмонтажспецстрой» просит отменить судебное решение, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывает, что на момент подачи заявления прокурора (18 августа 2011 года) отопительный сезон еще не начался, следовательно, на указанный момент в котельной п. Дукат запас топлива имеющийся в наличии, по мнению ответчика, не должен был соответствовать количеству топлива на начало отопительного периода. Прокурором не представлено данных о том, что поставка топлива на котельную не производится или будет сорвана. Таким образом, прокурором не указано в чем выразилось нарушение прав и законных интересов граждан. Полагает, что возложение обязанности по обеспечению 45-суточного запаса угля на весь отопительной период является необоснованным, поскольку нарушение такой обязанности не установлено. Не согласны с приведенным в решении расчетом количества суток обеспечения углем. Ссылается на то обстоятельство, что Правила, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170 не являются обязательными для коммерческих организаций с частной формой собственности, в данном случае, по мнению ООО «Востокмонтажспецстрой» суду следовало руководствоваться Приказами Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 и от 04 сентября 2008 года № 66. Указанными актами не предусмотрено создание 70 % запаса твердого топлива. Полагает, что решение суда является неисполнимым поскольку предприятие не имеет денежных средств для обеспечения установленного судом запаса топлива, а кроме того, событие (начало отопительного сезона 15 сентября 2011 года) до наступления которого необходимо совершить определенные действия наступило уже до вынесения судом решения (26 сентября 2011 года).
В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14).
Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях статьей 6 данного Закона отнесены, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1,4 части 1 статьи 6).
Утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 4 части 1 статьи 5).
Положением об оценке готовности электро и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период СО 153-34.08.105-2004, утвержденным Минпромэнерго РФ 25 августа 2004 года установление нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива на электростанциях и котельных участвующих в энергоснабжении объектов социальной сферы и населения также отнесено к ведению субъектов Российской Федерации (пункт12.4).
Постановлением администрации Магаданской области от 28 апреля 2011 года №302-па главам муниципальных образований Магаданской области рекомендовано обеспечить создание нормативных запасов топлива к началу осенне-зимнего периода (15 сентября 2011 года) на объектах теплоэнергетики и с привлечением собственных финансовых средств и средств предприятий ЖКХ согласно заданию по накоплению запасов топлива для тепло-, энергоснабжения на объектах энергетики на отопительный период 2011-2012 годов, для пос. Дукат – 690 тонн.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 19 сентября 2011 года при необходимом количестве топлива на отопительный сезон – 9087,4 тн, на котельную пос. Дукат завезено 1980,9 тн (л.д.39).
Таким образом нормативный запас топлива к началу осенне-зимнего периода, установленный Постановлением администрации Магаданской области от 28 апреля 2011 года №302-па, в п. Дукат имелся.
Как следует из материалов дела, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» в части неисполнения обязательств по обеспечению Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011-2012г.г. и обязать администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» исполнить обязательства по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В обоснование заявленного требования прокурор сослался на подпункт 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170, возлагающий, по мнению прокурора, на ответчиков обязанность по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона.
Между тем, прокурором не учтено, что в указанном положении понятие нормативного запаса угля не содержится. В подпункте 2.6.10 Правил говорится об обеспеченности твердым топливом котельных и населения до начала отопительного сезона, что не тождественно понятию нормативного запаса угля.
Кроме того, положения подпункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170 не могут быть применены в отношении ООО «Востокмонтажспецстрой», поскольку в соответствии с преамбулой Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора в данной части, приведенные выше обстоятельства не учел, в результате чего возложил на ООО «Востокмонтажспецстрой» обязанность по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона, не предусмотренную законом.
В этой связи решение суда об удовлетворении данной части требований подлежит отмене, так как постановлено при неправильном применении норм материального права.
Поскольку судебной коллегией установлено, что требования прокурора в данной части не основаны на законе, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело в данной части на новое рассмотрение, принять в этой части новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» в части неисполнения обязательств по обеспечению Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011-2012г.г. и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» исполнить обязательства по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона.
Нельзя согласиться и с суждением суда о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 г.г.
Порядок расчетов и обоснование нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии установлены Инструкцией, утвержденной Приказом Минэнерго от 04 сентября 2008 года №66.
Пунктом 2 Инструкции предусмотрено создание общего норматива создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, который определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
В соответствии с пунктом 36 Инструкции расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
Для расчета размера НЭЗТ согласно пункту 39 Инструкции принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердому топливу - 45 суток.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на ответчиков обязанность по обеспечению наличия 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода, суд в нарушение вышеназванных требований закона не установил природу заявленных прокурором требований: заявлено ли прокурором требование об обеспечении нормативно- эксплуатационного запаса топлива, либо общего норматива запаса топлива.
Порядок расчета среднесуточного расхода топлива на котельной п. Дукат суд у ООО «Востокмонтажспецстрой» не истребовал. Представленный ООО «Востокмонтажспецстрой» расход топлива на котельной п. Дукат судом не проверялся.
В то время как для расчета размера НЭЗТ согласно пункту 39 Инструкции принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода.
Установление данного обстоятельства имеет существенное значение для дела, поскольку влияет на определение объема общего нормативного 45- суточного запаса топлива на котельной Дукат, и, как следствие, на наличие оснований для удовлетворения требований прокурора в данной части.
Кроме того, материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о наличии правоотношений между администрацией муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» по вопросу организации теплоснабжения п. Дукат (договоры аренды котельных, договоры на оказание услуг по теплоснабжению п. Дукат, муниципальные контракты).
В этой связи решение суда, возлагающее на администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» обязанность обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 г.г. при отсутствии документов, определяющих круг обязательств между администрацией муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» по вопросу теплоснабжения п. Дукат, нельзя признать обоснованным.
При указанных обстоятельствах решение суда в данной части также подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 362 ГПК РФ в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Не выяснение судом вопроса о порядке расчета планового среднесуточного расхода топлива, представленного ООО «Востокмонтажспецстрой», а также отсутствие в деле документов, определяющих правоотношения между администрацией муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» по вопросу теплоснабжения п. Дукат, лишает судебную коллегию возможности постановить по делу новое решение, так как обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции в полном объеме не установлены, доказательств, необходимых для правильного разрешения заявленных требований, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, предложить ООО «Востокмонтажспецстрой» представить расчет среднего расхода топлива на котельной п. Дукат с учетом положений пункта 39 Инструкции, истребовать у ответчиков документы, определяющие правоотношения между ними по вопросу теплоснабжения п. Дукат, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, и в зависимости от установленных обстоятельств в соответствии с требованиями закона разрешить возникший спор.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 3 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омсукчанского районного суда от 26 сентября 2011 года в части удовлетворения требований прокурора Омсукчанского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» по неисполнению обязательств обеспечения Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011-2012г.г. и возложении обязанности исполнить обязательства по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона, взыскании с ООО «Востокмонтажспецстрой» в доход бюджета МО «Омсукчанский район» государственной пошлины в размере ... (...) рублей, отменить, постановить новое решение,
которым прокурору Омсукчанского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» по неисполнению обязательств обеспечения Угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011-2012г.г. и возложении обязанности исполнить обязательства по обеспечению угольной котельной п. Дукат нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 г.г. не ниже 70% потребности отопительного сезона, отказать.
Решение этого же суда об удовлетворении требований прокурора Омсукчанского района о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «поселок Дукат» и ООО «Востокмонтажспецстрой» обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 г.г. отменить, дело в указанной части направить новое рассмотрение в Омсукчанский районный суд.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна.
Судья Магаданского
областного суда: А.В. Выглев