Судья Беляева И.И. Дело № 2-466/2011
№ 33-1316/2011
29 ноября 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Кошак А.А.,
судей Бобылева С.В., Назина В.И.,
при секретаре Соиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» на решение Омсукчанского районного суда от 6 октября 2011 года и дополнительное решение того же суда от 25 октября 2011 года, которыми постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Омсукчан» и ООО «Востокмонтажспецстрой» в части неисполнения обязательств по обеспечению котельных поселка Омсукчан «Квартальная» и «Энергетик» нормативным запасом угля к началу отопительного периода 2011-2012 годов.
Обязать администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан» и ООО «Востокмонтажспецстрой» исполнить обязательства по обеспечению угольной котельных поселка Омсукчан «Квартальная» и «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона, а также обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 годов.
Взыскать с ООО «Востокмонтажспецстрой» в доход бюджета муниципального образования «Омсукчанский район» государственную пошлину в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошак А.А., объяснения представителей ООО «Востокмонтажспецстрой» Кваша С.В., Миллера Д.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, выступление прокурора прокуратуры Магаданской области Коростыленко Ю.Е., полагавшей решение суда первой инстанции и дополнительное решение суда первой инстанции подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
Прокурор Омсукчанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Востокмонтажспецстрой», администрации муниципального образования «поселок Омсукчан» об обязании исполнить обязательства по обеспечению котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона; создать неснижаемые запасы топлива в объеме не менее 45-суточной потребности, позволяющие обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке.
Заявление мотивировано тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы проведения отопительного сезона на 2011-2012 годы, установлено, что по состоянию на 18 августа 2011 года на котельных «Квартальная» и «Энергетик», расположенных в поселке Омсукчан запасы угля не соответствуют общим нормативным запасам основного и резервного вида топлива.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования поселок «Омсукчан» организует теплоснабжение жителей поселка Омсукчан.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В соответствии с пунктом 2.6.10 (абзац 5) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно пункту 2 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 (далее – Инструкция), норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее – ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ).
Согласно пункту 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток.
Услуги населению по теплоснабжению оказывает ООО «Востокмонтажспецстрой», которое обеспечивает котельные поселка Омсукчан «Квартальная» и «Энергетик» углем.
Между тем на момент проверки запас твердого топлива на котельной «Квартальная» составлял 2287,2 тонны (38 дней), на котельной «Энергетик» - 262,8 тонн (8 дней).
ООО «Востокмонтажспецстрой» до настоящего времени не заключило договоры на поставку угля на котельные поселка Омсукчана на период отопительного сезона 2011-2012 годов, и, как следствие, не обеспечило наличие нормативного запаса угля в преддверии отопительного сезона.
Администрация муниципального образования «поселок Омсукчан», располагая информацией о складывающейся ситуации, не обеспечила выполнение требований статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 180-ФЗ «О теплоснабжении».
Омсукчанским районным судом 6 и 25 октября 2011 года приняты приведенные выше решение и дополнительное решение.
В кассационной жалобе ООО «Востокмонтажспецстрой» ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции от 6 октября 2011 года и дополнительного решения от 25 октября 2011 года ввиду их незаконности и необоснованности.
По мнению ответчика, постановление администрации Магаданской области от 28.04.2011 № 302-па «О задачах по подготовке к отопительному периоду 2011-2012 годов» носит рекомендательный характер и не может являться основанием для обязания ООО «Востокмонтажспецстрой» обеспечить котельные поселка Омсукчан «Квартальная» и «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона, а также обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного периода 2011-2012 годов.
Прокурор не представил доказательств того, что ООО «Востокмонтажспецстрой» в течение отопительного сезона 2011-2012 годов не будет соблюдаться 45-суточный запас угля, в связи с чем возложение такой обязанности на данное общество является необоснованным.
Считает, что Правила, утвержденные постановлением Госстроя РФ № 170, не обязательны для коммерческих организаций с частной формой собственности, каким является ООО «Востокмонтажспецстрой».
Суду надлежало руководствоваться приказами Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года и от 4 сентября 2008 года № 66, в которых не говорится о создании 70 % запаса твердого топлива на котельных.
Согласно пункту 38 приказа Минэнерго РФ от 4 сентября 2008 года № 66 для котельных, работающих на местных видах топлива, неснижаемый норматив запаса топлива не устанавливается.
СНиП II-35-76 «Котельные установки» не предусматривает строительство складов на котельных для хранения твердого топлива в объеме 70 % потребности отопительного сезона. Кроме того, при создании 70 % запаса топлива не будет обеспечиваться его систематическое сжигание и закладка нового топлива, что повлечет за собой ухудшение его состояния самопроизвольное возгорание.
В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1); суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (часть 2).
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит решение суда первой инстанции от 6 октября 2011 года и дополнительное решение суда первой инстанции от 25 октября 2011 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» (пункты 2 и 3), решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования гражданского процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции не учтены.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 1993 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4).
В силу пункта 4 части 2 статьи 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Постановлением администрации Магаданской области от 28 апреля 2011 года № 302-па главам муниципальных образований Магаданской области рекомендовано обеспечить создание нормативных запасов топлива на начало осенне-зимнего периода на объектах теплоэнергетики с привлечением собственных финансовых средств и средств предприятий ЖКХ согласно заданию по накоплению запасов топлива для тепло-, энергоснабжения на объектах энергетики на отопительный период 2011-2012 годов (пункт 2.7). Согласно приложению № 2 к названному постановлению нормативные запасы топлива (угля) по состоянию на 15 сентября 2011 года для поселка Омсукчан должны составлять 2 190 тонн.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 15 ноября 2011 года в наличии имелось 2 470, 5 тонны угля, что составляет более чем 45-дневный запас топлива (т. 1, л.д. 48).
Таким образом, в поселке Омсукчан к началу отопительного сезона 2011-2012 годов имелся нормативный запас топлива (угля), установленный постановлением администрации Магаданской области 28 апреля 2011 года № 302-па.
Принимая решение об обязании администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан» и ООО «Востокмонтажспецстрой» обеспечить котельные поселка Омсукчан «Квартальная» и «Энергетик» нормативным запасом угля к началу отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона, суд первой инстанции не учел, что в пункте 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, не содержится понятия нормативного запаса угля. В подпункте 2.6.10 Правил речь идет об обеспеченности твердым топливом котельных и населения до начала отопительного сезона, что не тождественно понятию нормативного запаса угля.
Кроме того, положения пункта 2.6.10 названных Правил не могут быть применены в отношении ООО «Востокмонтажспецстрой», поскольку в соответствии с преамбулой Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
С учетом изложенного основное и дополнительное решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора в данной части подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в этой части иска, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств (абзац 4 статьи 361 ГПК РФ).
Судебная коллегия признает незаконными и необоснованными, подлежащими отмене основное и дополнительное решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска прокурора об обязании администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан» и ООО «Востокмонтажспецистрой» обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного сезона 2011-2012 годов.
Согласно пункту 2 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66 (далее – Инструкция), норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее – ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ).
Согласно пункту 36 Инструкции расчетный размер ННЗТ для отопительных котельных определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки по формуле 3.1.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество: по твердому топливу – 45 суток. Расчет производится по формуле 3.2.
Между тем суд не уточнил, какое именно требование заявляет прокурор: об обязании ответчиков создать общий нормативный запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ), который определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ), или неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ), или нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ), не определил юридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению, всестороннее и полно не исследовал обстоятельства материально-правового характера, входящие в предмет доказывания по данному делу, не предложил сторонам представить суду расчетный размер ННЗТ, который определяется в соответствии с пунктом 36 Инструкции, в связи с чем сделал ошибочный вывод об удовлетворении требования прокурора в этой части.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие о наличии правоотношений между администрацией муниципального образования «поселок Омсукчан» и ООО «Востокмонтажспецстрой» по вопросу организации теплоснабжения поселка Омсукчан.
Принимая во внимание, что допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и дополнительное решение суда первой инстанции в части обязания администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан» и ООО «Востокмонтажспецистрой» обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного сезона 2011-2012 годов подлежат отмене, а дело в этой части – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (абзац 3 статьи 361 ГПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, уточнить требование прокурора, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно проверить все доводы и возражения сторон, дать им оценку по правилам, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить дело в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 360, 361 (абзацы 3 и 4), 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Омсукчанского районного суда от 6 октября 2011 года и дополнительное решение этого же суда от 25 октября 2011 года в части удовлетворения иска прокурора Омсукчанского района к администрации муниципального образования «поселок Омсукчан», обществу с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательств по обеспечению котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона, обязания администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан», общество с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» обеспечить котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона, взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» в доход бюджета муниципального образования «Омсукчанский район» государственной пошлины в размере 200 рублей отменить.
Принять новое решение, которым прокурору Омсукчанского района в удовлетворении иска к администрации муниципального образования «поселок Омсукчан», обществу с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательств по обеспечению котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона, обязании администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан», общество с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» обеспечить котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик» нормативным запасом угля до начала отопительного сезона 2011-2012 годов не ниже 70 % потребности отопительного сезона отказать.
Решение Омсукчанского районного суда от 6 октября 2011 года и дополнительное решение этого же суда от 25 октября 2011 года в части удовлетворения иска прокурора Омсукчанского района к администрации муниципального образования «поселок Омсукчан», обществу с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении наличия 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного сезона 2011-2012 годов на котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик», обязании администрацию муниципального образования «поселок Омсукчан», общество с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой» обеспечить наличие 45-суточного запаса угля в течение всего отопительного сезона 2011-2012 годов на котельных поселка Омсукчан «Квартальная», «Энергетик» отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно: судья Магаданского областного суда А.А. Кошак