Судья Андрюкова Т.А. Дело № 2-4147/2011
№ 33-1383/2011
20 декабря 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего судьи С.В.Мирошниковой,
судей С.Н.Лобыкина, В.И.Назина
при секретаре судебного заседания О.А. Соиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Прилепской К.А. на решение Магаданского городского суда от 10 ноября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Прилепской К.А. к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» включить к зачету в выслугу лет для назначения пенсии истца период обучения в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы с 2002 года по 2007 год, что составляет 2,5 года.
В удовлетворении исковых требований Прилепской К.А. к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» о понуждении ГУ «ЦУКС МЧС России по Магаданской области» установить выслугу лет для назначения пенсии по состоянию на 08.06.2011 из расчета работы в системе государственной противопожарной службы и на должностях федеральной государственной гражданской службы в период с 13.06.2007 по 07.06.2011, как непосредственно предшествующей назначению на должность ... и являющейся непрерывным стажем работы – отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда В.И.Назина, объяснения Прилепской К.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно жалобы представителя Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Магаданской области» Стребковой Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
Прилепская К.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» о понуждении Государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области» установить выслугу лет для назначения пенсии по состоянию на 08.06.2011 года и расчета работы в системе государственной противопожарной службы и на должностях федеральной государственной гражданской службы в период с 13.06.2007 года по 07.06.2011 года, как непосредственно предшествующей назначению на должность ... и являющейся непрерывным стажем работы.
В обоснование иска указала, что приказом ГУ «ЦУКС МЧС России по Магаданской области» (далее - ЦУКС) от 10.06.2011 года № 34-НС назначена на должность ... с 08.06.2011 года. При назначении на указанную должность ей не была установлена выслуга лет для назначения процентной надбавки. 15.07.2011 года она подала рапорт на имя начальника ЦУКС о разъяснении причин не установления процентной надбавки за выслугу лет при назначении на должность, а также о повторном рассмотрении вопроса об установлении указанной надбавки комиссией ЦУКС. 20.07.2011 года получила отказ в повторном рассмотрении вопроса об установлении выслуги лет для выплаты процентной надбавки. 16.08.2011 года она вновь подала рапорт на имя начальника ЦУКС с повторной просьбой включить периоды работы в Государственной противопожарной службе МЧС России по Магаданской области в выслугу лет для установления и выплаты процентной надбавки, а также предоставить расчет выслуги лет для назначения пенсии. 23.08.2011 года получила отказ в удовлетворении заявления.
Полагала, что ответчик обязан включить в расчет выслуги лет для выплаты процентной надбавки стаж работы в ГУ «Отряд ГПС МЧС России по Магаданской области» в должности ... в период с 30.01.2008 года по 05.08.2008 года, а также в Главном управлении МЧС России по Магаданской области в должности ... в период с 06.08.2008 года по 05.06.2011 года как периоды работы в системе Государственной противопожарной службе МЧС России непосредственно предшествующие ее назначению на должность ..., что составляет ... года ... месяца (за период работы с 30.01.2008 г. по 07.06.2011 г.) и соответствует 25% ежемесячной выплаты к окладу денежного содержания (п. 19 приказа МЧС России от 07.04.2011 года № 168 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников ФПС»).
В процессе рассмотрения дела Прилепская К.А. уточнила требования и просила также включить в выслугу лет для назначения пенсии лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы время обучения в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина с 2002 года по 2007 год.
Магаданским городским судом 10 ноября 2011 года принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Прилепской К.А. просит отменить решение Магаданского городского суда от 10 ноября 2011 и направить дело на новое рассмотрение.
Ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Указывает на незаконность действий суда, рассмотревшего дело в ее отсутствие, несмотря на имевшееся ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок.
Указывает, что суд не принял во внимание, что государственная гражданская служба в должности ведущего специалиста-эксперта юридической группы Главного управления МЧС России по Магаданской области является трудовым стажем в системе Государственной противопожарной службы, а также однородным видом государственной службы в системе МЧС и соответственно данный период работы необходимо учитывать при исчислении выслуги лет для установления пенсии и назначении процентной надбавки к должностному окладу.
ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Магаданской области» в возражениях на кассационную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Рассматривая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им в решении оценку и пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Прилепской К.А. к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области».
Такое суждение суда первой инстанции основано на законе и материалах дела.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1).
Право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Статья 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ устанавливает, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Как предусматривает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, определены правовые основания назначения пенсий, их размеры, а также общий порядок выплаты пенсий за выслугу лет.
Статьей 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены периоды, которые входят в зачет для начисления пенсии за выслугу лет.
В выслугу лет для лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 указанного закона засчитываются: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединения; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; Время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасительных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственной предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контакту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац 18 пункта 1).
Таким образом, вышеприведенные нормы содержат четкие требования к видам службы сотрудников, включаемым в выслугу лет для назначения пенсии, при этом стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет не должен прерываться.
Из материалов дела следует, что Прилепская К.А. в период с ... года по ... года проходила государственную гражданскую службу в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области в должности ....
В период с ... года по ... года Прилепская К.А. работала в Государственном учреждении «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Магаданской области» в должности ....
Материалами дела также установлено, что в период с ... года по ... года Прилепская К.А. проходила государственную гражданскую службу в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области в должности ... (л.д. 16-21).
Как установлено судом, приказом ГУ «ЦУКС МЧС России по Магаданской области» от 10 июня 2011 года № 34-НС Прилепская К.А. с 08 июня 2011 года назначена на должность ... (л.д. 22, 75).
Исходя из изложенного, период работы Прилепской К.А. в ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Магаданской области» не является непосредственно предшествующем назначению на должность ..., поскольку прерывается прохождением Прилепской К.А. федеральной государственной гражданской службы в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области.
Согласно статье 20 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07 апреля 2011 года № 168 «Об утверждении положения о денежном довольствие сотрудников федеральной противопожарной службе», выслуга лет для выплаты надбавки исчисляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года № 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации».
В пункте 2 Положения приведен исчерпывающий перечень периодов службы (работы), подлежащих включению в выслугу лет для назначения сотрудникам надбавки за выслугу лет.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что период прохождения Прилепской К.А. государственной службы в качестве ... Главного управления МЧС России по Магаданской области не входит в выслугу лет для установления надбавки, является правильным, поскольку данный вид службы не указан в перечне оснований, установленных в статье 2 Положения, который расширительному толкованию не подлежит.
Обоснованным является и вывод суда о том, что стаж Прилепской К.А. в системе МЧС России в качестве работника прерывался прохождением государственной гражданской службы в территориальном управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции правильно разрешил спор сторон, а доводы кассационной жалобы, являются необоснованными.
Ссылка Прилепской К.А. в кассационной жалобе на незаконность действий суда, рассмотревшего дело в ее отсутствие, несмотря на имевшееся ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок не может быть принята во внимание.
Статья 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность отложения разбирательства дела в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий. В случае непредставления стороной по делу доказательств в подтверждение своей позиции относительно предмета спора, суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, в судебное заседание не явилась истица Прилепская К.А., извещенная о дне разбирательства дела в установленном законом порядке. До начала рассмотрения дела от истицы поступило ходатайство об отложении судебного заседания ввиду убытия в очередной отпуск за пределы города Магадана.
Вместе с тем, удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, в том числе истца, является правом, а не обязанностью суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобе, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 360, 366, абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда от 10 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прилепской К.А. – без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Мирошникова
Судьи С.Н. Лобыкин
В.И.Назин