Судья Засядько Е.А. Дело № 2-415/2011
№ 33-43/2012
17 января 2012 г. г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Кошак А.А.,
судей Адаркина И.А., Коваленко О.В.,
при секретаре Соиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Болгару Е.Л на решение Ягоднинского районного суда от 14 ноября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Болгару Е.Л к муниципальному образованию «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ней права на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по муниципальному образованию «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» как жительницы п. Спорное Ягоднинского района Магаданской области, обязании ответчика зарегистрировать и включить ее в списки участников Подпрограммы, как лицо, имевшее место постоянного (преимущественного) проживания в п. Спорное Ягоднинского района Магаданской области и вынужденного его покинувшее отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Коваленко О.В., объяснения истицы Болгару Е.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Болгару Е.Л. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ней права на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по муниципальному образованию «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (далее- Подпрограмма) как жительницы пос. Спорное Ягоднинского района Магаданской области, обязании ответчика зарегистрировать и включить ее в списки участников Подпрограммы, как лицо, имевшее место постоянного (преимущественного) проживания в пос. Спорное Ягоднинского района Магаданской области и вынужденного его покинувшее.
В обоснование заявленных требований указала, что с марта 1985 года по 04 сентября 1996 года проживала в пос.Спорное со своим сыном Ш.З.А., <.......> года рождения. В конце 90-х годов в поселке стали закрываться промышленные предприятия и социальные учреждения, с трудоустройством возникла проблема, не стало нормальных условий для жизни, в связи с чем истица вынуждена была выехать в пос.Синегорье, а затем в г.Магадан. Ее выезд носил исключительно вынужденный характер, так как переезжать из пос.Спорное она не планировала и только резкое ухудшение жилищных условий привело к этому. Полагая, что имеет право на участие в Подпрограмме, неоднократно обращалась к ответчику с необходимым пакетом документов, но ей в этом было отказано. Последний раз отказ был дан 18 февраля 2011 года по мотиву непроживания истицы в пос.Спорное, с чем она была не согласна.
Просила суд признать за ней право на участие в Подпрограмме и обязать ответчика зарегистрировать и включить ее в списки участников Подпрограммы, как лица имевшего место постоянного (преимущественного) проживания в пос.Спорное Ягоднинского района Магаданской области и вынужденно его покинувшего.
Ягоднинским районным судом 14 ноября 2011 года постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, Болгару Е.Л. в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в части добровольного характера отъезда истицы из пос. Спорное. По мнению истицы, возражения ответчика о том, что состояние пос. Спорное позволяло в нем проживать без угрозы для здоровья взрослых и детей, не подтверждены доказательствами. Одновременно истица ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация Ягоднинского района Магаданской области считает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права и обстоятельствам дела, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда не явился, в связи с чем на основании части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения истца, находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истицы Болгару Е.Л., обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район» судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Разрешая дело, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также нормативными актами Правительства, регламентирующими правила и порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе и для граждан, выезжающих из поселков, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
В соответствии со статьей 2 данного Закона в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ (статья 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в перечне подпрограмм которой указаны мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно Подпрограмме вышеуказанной программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» право на получение социальных выплат, в числе прочих категорий, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно пунктам 2 и 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Такие полномочия переданы органам местного самоуправления области, в том числе и муниципальному образованию «Ягоднинский район», Законом Магаданской области «О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 30.12.2004 № 539-ОЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», согласно которым право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
Постановлением Губернатора Магаданской области от 24.11.2004 № 209 «О признании поселков закрывающимися» и в соответствии с Законом Магаданской области от 07.07.2003 № 373-03 «О программе содействия переселения граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области на 2003-2007 годы» пос. Спорное Ягоднинского района признан закрывающимся.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Болгару Е.Л. была зарегистрирована и проживала в квартире <адрес> с марта 1985 года до 04 сентября 1996 года. Вместе с истицей был зарегистрирован и проживал ее сын Ш.З.А., <.......> года рождения.
Согласно трудовой книжке, Болгару Е.Л. с 1985 года по сентябрь 1996 года работала в учреждениях пос. Спорное в различных должностях. В сентябре 1996 года истица принята на работу в АО «Колымаэнерго» в пос. Синегорье.
04 сентября 1996 года Болгару Е.Л. вместе сыном снята с регистрационного учета по месту жительства в пос. Спорное, в связи с переменой места жительства. Из справки с места регистрации муниципального учреждения «Горжилсервис» от 08 февраля 2011 года следует, что истица и член ее семьи Ш.З.А.(сын) зарегистрированы в квартире <адрес> с 28 октября 2010 года и 16 мая 2003 года соответственно.
Распоряжением главы администрации Ягоднинского муниципального района от 18.02.2011 № 52-р Болгару Е.Л. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья и включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с тем, что ее местом проживания является г. Магадан.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица была снята с регистрационного учета в соответствии со своим волеизъявлением в связи с переменой места жительства.
Судом обоснованно отвергнут довод истицы о вынужденном характере выезда из пос. Спорное как несостоятельный.
Как следует из паспорта областной целевой программы содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области на 2003-2007 годы, утвержденной Законом Магаданской области № 373-ОЗ от 07.07.2003, в пос.Спорное Ягоднинского района имелись магазины, котельная, МУП ЖКХ. школа, библиотека, детсад, амбулатория, дом культуры, спорткомплекс.
Согласно муниципальному контракту № 1, заключенному 01 сентября 2007 года между Оротуканской территориальной администрацией и ООО «Теплоэнергия», а также дополнительных соглашений к нему, жителям пос.Спорное поставлялись коммунальные услуги по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению вплоть до 05 ноября 2008 года. Каких-либо надлежащих доказательств обратного истицей в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Болгару Е.Л. с 1996 года не является жителем пос. Спорное, откуда выехала добровольно, воспользовавшись правом на свободу передвижения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих возможность безопасного проживания в пос. Спорное являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела, выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними.
Решение суда мотивировано, соответствует фактическим обстоятельствам дела и оснований для признания его неправильным, в том числе по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 360, 361 (абз.2), 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ягоднинского районного суда от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Болгару Е.Л - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья Магаданского областного суда О.В. Коваленко