Судья Булгакова П.М. Дело № 2-2125/2012 № 33-843/2012 21 августа 2012 года г. Магадан МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего Ечина А.А., судей Выглева А.В., Гришан Л.В., при секретаре Бедаш М.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2012 года в г. Магадане дело по апелляционным жалобам Комитета экономики администрации Магаданской области и мэрии г. Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 04 июня 2012 года по иску Мирошниченко Л.В. к мэрии города Магадана, администрации Магаданской области, Комитету экономики администрации Магаданской области о признании права на обеспечение жильем в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как лица, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющего на момент увольнения продолжительность военной службы более 10 лет, вставшего на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в обеспечении жильем до 01 января 2005 года. Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Гришан Л.В., объяснения Мирошниченко Л.В., возражавшей относительно доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда, У С Т А Н О В И Л А: Мирошниченко Л.В. обратилась в Магаданский городской суд с заявлением об обжаловании решения первого заместителя губернатора Магаданской области К.Н.Б. от 10 февраля 2012 года об отказе в признании ее права на обеспечение жильем в соответствии с абзацем 1 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Исковые требования мотивировала тем, что проходила военную службу по контракту в <.......>. В июне 1999 года была уволена с военной службы по п.п. <.......> п. <.......> ст. <.......> Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет на момент увольнения составляла <.......>. 30 декабря 1999 года Постановлением главы г. <.......> была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с избранием другого постоянного места жительства согласно личному заявлению от 05 ноября 2003 года постановлением главы г. <.......> от 24 ноября 2003 года №... снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и с учета граждан, уволенных с военной службы. В 2004 года избрала постоянным местом жительства г. Магадан. 12 января 2005 года обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Магадане. Постановлением мэрии г. Магадана от 07 июня 2005 года №... была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в г. Магадане. 24 января 2012 года обратилась к губернатору Магаданской области с заявлением о выделении жилья в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, как военнослужащему, уволенному со службы и поставленному на учет до 01 января 2005 года. Однако, письмом первого заместителя губернатора Магаданской области К.Н.Б. от 10 февраля 2012 года в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку на учет в муниципальном образовании «город Магадан» она встала после 01 января 2005 года, в связи с чем утратила статус гражданина, имеющего право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». С таким решением она не согласна, поскольку полагает, что должна быть включена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в г. <.......>, то есть с июля 1999 года. Также указывает на то, что основанием для снятия ее с учета явилось избрание другого места жительства сначала в г. <.......>, затем в г. Магадане, а задержка в постановке на учет в г. Магадане была вызвана длительной пересылкой ее учетного дела из г. <.......>. Просила признать незаконным решение заместителя губернатора Магаданской области К.Н.Б. от 10 февраля 2012 года, признать ее не утратившей статус гражданина, уволенного с военной службы и до 01 января 2005 года принятого на учет в муниципальном образовании в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложить на администрацию Магаданской области обязанность обеспечить ее жилым помещением в соответствии с абзацем 1 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В судебном заседании 16 мая 2012 года в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом был изменен предмет исковых требований. Истец просила суд признать ее право на обеспечение жильем (в форме единовременной выплаты для приобретения жилья) в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как лица, уволенного с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющего на момент увольнения продолжительность военной службы более 10 лет, вставшего на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в обеспечении жильем до 01 января 2005 года. Определением суда от 17 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены мэрия г. Магадана и администрация Магаданской области. По ходатайству истца в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением от 16 мая 2012 года суд произвел замену ненадлежащего ответчика первого заместителя губернатора Магаданской области К.Н.Б. надлежащим ответчиком – Комитетом экономики администрации Магаданской области. Магаданским городским судом Магаданской области 04 июня 2011 года постановлено решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Судом признано право Мирошниченко Л.В. на обеспечение жильем в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как лица, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющего на момент увольнения продолжительность военной службы более 10 лет и вставшего на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в обеспечении жильем до 01 января 2005 года. В апелляционной жалобе Комитет экономики администрации Магаданской области просит отменить решение суда, как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права. Указывает на то, что по результатам проверки деятельности рабочей группы Магаданской области по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» на 2005 год, а также подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также согласно разъяснениям Минрегиона Российской Федерации от 12 июля 2010 года №... по вопросу постановки Мирошниченко Л.В. в льготную очередь, установлен факт утраты истцом статуса льготной категории для обеспечения жильем согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Ссылается на вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу №... по иску Мирошниченко Л.В. к мэрии г. Магадана о признании незаконным постановления мэрии г. Магадана от 07 февраля 2011 г. №... о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по категории граждан уволенных с военной службы, которым установлено, что истец на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения или улучшения жилищных условий в г. Магадане, в г. <.......> по состоянию на 01 января 2005 года не состояла и у истца отсутствуют основания к восстановлению в очереди в качестве нуждающейся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий с учетом льготы как военнослужащей, поскольку не соблюден порядок постановки на учет в г. Магадане. Считает, что постановленное решение суда противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу. Мэрия г. Магадана в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права. Полагает, что истец права на обеспечение жильем в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не имеет, поскольку на основании личного заявления была снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. <.......> в 2003 году и вновь обратилась в мэрию г. Магадана с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после 01 января 2005 года. Также ссылается на решение Магаданского городского суда от 23 июня 2011 года, которым Мирошниченко Л.В. было отказано в удовлетворении требований о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий с учетом льготы, как военнослужащей, постановленной на учет в 1999 году. Администрация Магаданской области в письменном отзыве поддержала доводы апелляционной жалобы Комитета экономики администрации Магаданской области. Истец Мирошниченко Л.В. в возражениях на апелляционную жалобу мэрии г. Магадана просит решение суда оставить в силе, а апелляционные жалобы мэрии г. Магадана и Комитета экономики администрации Магаданской области без удовлетворения. Истец в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы мэрии г. Магадана и апелляционной жалобы Комитета экономики администрации Магаданской области не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения. Ответчики, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда оснований для отмены решения суда не находит. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ( в редакции федерального закона от 08.05.2006 года № 66-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (введенному Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ и вступившему в действие с 01 января 2011 года) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. По смыслу указанных норм, граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. Статьей 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 08 декабря 2010 года предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 08 декабря 2010 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации названные выше полномочия органам местного самоуправления. Законом Магаданской области от 16 марта 2012 года № 1480-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц» муниципальное образование «Город Магадан» наделено государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 (далее - Правила). Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилья, а также определены случаи, при которых эти лица снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Пункт 22 Правил предусматривает, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства. Согласно подпункту «г» пункта 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы. Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Мирошниченко Л.В. 04 июня 1999 г. уволена с военной службы по подпункту <.......> пункта <.......> статьи <.......> Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения стаж военной службы истца составил <.......>. При увольнении Мирошниченко Л.В. получено удостоверение о том, что она в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих». После увольнения с военной службы, избрав постоянным местом жительства г. <.......>, 30 декабря 1999 года Мирошниченко Л.С. была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации <адрес>, где на нее было заведено учетное дело. Однако, в нарушение пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ ( в редакции от 27.05.1998г., действовавшей до 14.11.2003 года), предусматривавшей обеспечение военнослужащих при перемене места жительства, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более и уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, органами местного самоуправления жилыми помещениями не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства, муниципальное образование – администрация г. <.......> Мирошниченко Л.В. жилым помещением либо государственным жилищным сертификатом не обеспечила. Из материалов дела следует, что в ноябре 2003 года Мирошниченко Л.В. была снята с учета в г. <.......> в связи с избранием нового постоянного места жительства – г. <.......>. Одновременно (в заявлениях от 24 октября 2003 года и 05 ноября 2003 года) истец обратилась в администрацию г. <.......> с просьбой выслать ее учетное дело в Департамент организационно-кадровой работы <.......> в г. <.......>. Однако, из ответа, которое было получено истцом в августе 2004 года, следовало, что учетные документы будут высланы в г. <.......> после предоставления документов, подтверждающих право истца на получение жилья в г. Магадане, а также указания конкретного адреса получателя. Судом установлено, что истец, не имея жилья, в 2004 году вернулась в г. Магадан, избрав его своим постоянным местом жительства, поскольку этот город оказался для нее единственным населенным пунктом, в котором она имеет родственников. 12 января 2005 года Мирошниченко Л.В. обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана (далее Управление) с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Магадане. 24 апреля 2005 года учетные документы на истца поступили из администрации г. <.......> в Управление по учету и распределению жилой площади департамента ЖКХ и ОСС мэрии г. Магадана. На основании постановления мэрии г. Магадана от 07 июня 2005 года №... истец была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях (без наличия льгот и преимуществ). 23 июля 2009 года постановлением мэрии города Магадана №... истец включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в качестве гражданина, уволенного с военной службы. Однако, в последствии истец была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, <.......>. Решением Магаданского городского суда от 23 июня 2011 года постановление мэрии г. Магадана от 07 июня 2005 года №... признано незаконным и на мэрию г. Магадана возложена обязанность восстановить истца в общей очереди. Постановлением мэрии г. Магадана от 22 февраля 2011 года №... истца исключили из списка граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в г. Магадане, как лицо, утратившее статус льготной категории для обеспечения жильем согласно ФЗ « О статусе военнослужащих». Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что у истца имеются основания для получения жилого помещения в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 ФЗ « О статусе военнослужащих». При этом суд исходил из того, что истец не утратила статус военнослужащего, уволенного с военной службы по соответствующему основанию, имеющего необходимую продолжительность военной службы и вставшей на учет нуждающихся в предоставлении жилья в органе местного самоуправления до 01 января 2005 года, поскольку ее право на получение жилья реализовано не было по независящим от нее причинам и основание, по которому она была поставлена на учет, не утрачено. Судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции соответствующим нормам материального права. Считает, что сам по себе факт снятия истца с учета в г. <.......> и отсутствие ее на учете до 01 января 2005 года по вновь избранному месту жительства в г. Магадане, не свидетельствует о том, что истец утратила право на получение жилья по вышеуказанному основанию, поскольку истец была снята с учета в г. <.......> не в связи с решением ее жилищной проблемы, как это предусмотрено подпунктом «г» пункта 26 Правил учета, а в связи с выбором другого места жительства. При этом, действующие в настоящий момент нормы законодательства РФ не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства. Согласно пункту 22 Правил учета, в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства. Содержание этого пункта во взаимосвязи с положениями пунктов 20 и 21 Правил учета указывает на то, что пересылка документов учетного дела уволенного с военной службы гражданина осуществляется для решения органом местного самоуправления по вновь избранному этим гражданином постоянному месту жительства вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении. Между тем, бездействие муниципальных органов г. <.......> не исполнивших в период с 1999 года по ноябрь 2003 года возложенных на них федеральным и региональным законодательством обязанностей по обеспечению истца жилым помещением по избранному месту жительства и не принятие надлежащих мер по направлению учетного дела по вновь избранному истцом месту жительства, не является основанием для лишения гарантированного ему статьей 40 Конституции Российской Федерации права на жилище, о реализации права на которое им было заявлено своевременно и с соблюдением установленного порядка. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал за истцом право на обеспечение жильем в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как лица, уволенного с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющего на момент увольнения продолжительность военной службы более 10 лет, вставшего на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в обеспечении жильем до 01 января 2005 года. Судебная коллегия считает, что истец имеет право на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а отказ о внесении истца в отдельный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц нарушает его права и создает препятствия в осуществлении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, и, соответственно, права на обеспечение жилым помещением. Доводы апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, вступившее в законную силу решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 июня 2011 года, судом во внимание не принимаются, поскольку данные доводы были предметом исследования в судебном заседании суда первой инстанции и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу о том, что указанное решение суда в силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку указанным решением суда оспаривалось постановление мэрии г. Магадана от 07 февраля 2011 года №... о снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права. Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Магаданского городского суда Магаданской области от 04 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Комитета экономики администрации Магаданской области, мэрии г. Магадана - без удовлетворения. Председательствующий А.А. Ечин Судьи А.В. Выглев Л.В. Гришан