№ 33-391/2011
12 апреля 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Гаджиевой С.А.,
судей Бобылева С.В., Выглева А.В.,
при секретаре Макаровой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть»
на решение Магаданского городского суда от 05 марта 2011 года, которым постановлено:
Обязать муниципальное унитарное предприятие города Магадана «Магадантеплосеть» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников не позднее месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., объяснения представителя МУП «Магадантеплосеть» Чижиковой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Гучановой Т.В., относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Магадана, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию г. Магадана «Магадантеплосеть» (далее - МУП «Магадантеплосеть») о возложении обязанности определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.
В обоснование своих требований указал, что действующим федеральным и областным законодательством предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливать квоту для приема на работу инвалидов, в размере 2 % от среднесписочной численности работников.
Ответчик, несмотря на наличие в штатном расписании должностей, замещение которых может быть осуществлено инвалидами, квоту для приёма инвалидов не установил.
Полагал, что бездействием ответчика нарушается право инвалидов на труд и не соблюдаются гарантии их трудовой занятости, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Решением Магаданского городского суда от 05 марта 2011 года иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе МУП «Магадантеплосеть» просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В качестве оснований к отмене судебного постановления указывает на то, что постановленное решение не содержит четкого описания действия, которое должен произвести ответчик, а положения Закона Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ не обязывают юридические лица совершать определенные действия относительно выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Предприятие осуществляет деятельность по выработке, передаче и реализации тепловой энергии и горячей воды. Полагает, что 83 % рабочих мест предприятия нельзя считать частью для определения количества рабочих мест в рамках установленной квоты, поскольку эти рабочие места связаны с вредными условиями труда и непрерывным производством, а действующее законодательство обеспечивает беспрепятственное трудоустройство инвалидов в части тех видов деятельности, которые не противоречат их реабилитационной программе и рекомендациями к труду.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует инвалидам обеспечение государственной поддержки.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов (пункт 2 статьи 20).
Статьей 21 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Механизм квотирования рабочих мест в Магаданской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области».
Статьей 1 названного Закона Магаданской области в соответствии с федеральным законодательством квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Магаданской области, с численностью работников более 100 человек и определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации (пункт 1); размер квоты составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области (пункт 2); количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в соответствии с установленным размером квоты; округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения (пункт 3).
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенными положениями нормативных актов и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ответчик является организацией, расположенной на территории Магаданской области (г. Магадан, ул. Дзержинского, д. 9 «б»), среднесписочная численность работников по состоянию на 01 февраля 2011 года составляет 398 человек (л.д. 6-19,22-29).
В соответствии с приведенными положениями нормативных актов размер квоты для инвалидов в МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» должен составлять не менее 7 штатных единиц.
Однако из материалов дела следует, что квота для приема на работу инвалидов в МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» не установлена, данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
При указанных обстоятельствах суд правомерно обязал МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» определить количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.
Решение суда вопреки доводам жалобы содержит описание действия, которое должен произвести ответчик.
Доводы жалобы о том, что поскольку 83 % рабочих мест связаны с вредными условиями труда и непрерывным производством, то они не подлежат учету для начисления квотированных рабочих мест для инвалидов, является необоснованным, поскольку квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентном отношении к среднесписочной численности работников организации и не зависит от рабочих мест связанных с вредными условиями труда и непрерывным производством.
Доводы жалобы о том, что норма Закона Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» не устанавливает обязанности совершать какие - либо действия, связанные с выделение рабочих мест, основаны на неверном толковании норм права.
Закон Магаданской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» принят в целях реализации на территории Магаданской области гарантий обеспечения трудовой занятости инвалидов и устанавливает квоту для приема на работу инвалидов.
Обязанности работодателя по установлению квоты для приема на работу инвалидов, создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с данной квотой, а также создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации предусмотрены положениями статьи 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, в том числе и по доводам, изложенным в кассационной жалобе ответчика.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Магаданского городского суда от 05 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть»- без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна.
Судья Магаданского
областного суда: А.В. Выглев