Судья Титуленков И.В. Дело № 12-366/10
№ 7-89/10
Р Е Ш Е Н И Е
г. Магадан 29 сентября 2010 года
Судья Магаданского областного суда Гаджиева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Магаданского областного суда
дело об административном правонарушении по жалобе заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области
на решение судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2010 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Толман В.В., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № ... по делу об административном правонарушении,
которым должностное лицо Толман В.В., ветеринарный врач областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская», привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей,
при секретаре: Соиной О.А.,
с участием прокурора прокуратуры Магаданской области Пруцкова С.А., а также представителей административного органа - Управления Россельхознадзора
по Магаданской области: Ратушной Т.А., Шунковой О.В., Красовского С.Е., которым разъяснены права и обязанности лиц, участвующих в производстве по делу,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № ... ветеринарный врач отдела государственного ветеринарного контроля Областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская»» ( далее - ОГУ «СББЖ»Магаданская»») Толман В.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
На указанное постановление должностного лица административного органа в Магаданский городской суд Толман В.В. подана жалоба и принесен протест первым заместителем прокурора Магаданской области.
Решением судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2010 года постановление о привлечении ветеринарного врача ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью наличия в действиях Толман В.В. состава инкриминированного административным органом правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области обратился в Магаданский областной суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене указанного решения.
В качестве оснований привел те же доводы, что и при вынесении постановления о привлечении Толман В.В. к административной ответственности. По мнению административного органа, наличие удостоверения качества, подтверждающего прохождение внутреннего контроля за качеством партии продукции: колбасных изделий, мясных копченостей в ассортименте, в количестве 20 мест, весом 500 кг., выработанной ООО «Охотский берег плюс» 28 мая 2010 года, не освобождало ветеринарного врача ОГУ «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» от необходимости проведения ветеринарно-санитарной экспертизы данной партии продукции, поскольку удостоверение качества не подтверждает безопасность продукции в ветеринарном отношении.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ветеринарный врач ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Принимая во внимание, что позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу, изложена им при рассмотрении дела административным органом, а также в жалобе, поданной в Магаданский городской суд на постановление административного органа, а также, учитывая необходимость соблюдения процессуального срока рассмотрения настоящего дела, и наличие сведений о надлежащем извещении Толман В.В. о времени и месте рассмотрения дела, полагаю возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора по Магаданской области настаивали на доводах жалобы и просили отменить решение судьи. Дополнительно ссылались на приказ Министерства сельского хозяйства №238 от 06.09.2008г., которым утверждена инструкция по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения (пункт 4.1).
Исследовав материалы и изучив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно материалам дела об административном правонарушении 14 июля 2010 года должностным лицом Управления Россельхознадзора по Магаданской области в отношении ветеринарного врача ОГУ «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» Толман В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Поводом и основанием для его составления послужила информация, которая поступила в Управление Россельхознадзора по Магаданской области 18 июня 2010 года, об оформленных ветеринарных сопроводительных документах на вырабатываемую ООО «Охотский берег плюс» продукцию животного происхождения.
Административным органом установлено, что 28 мая 2010 года ветеринарным врачом ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. оформлена ветеринарная справка ф. № ... № ... на продукцию: колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, в количестве 20 мест, весом 500 кг., выработанную ООО «Охотский берег плюс» 28 мая 2010 года. В ветеринарной справке содержатся сведения о том, что указанная продукция подвергнута ветеринарному осмотру и направляется для хранения и реализации без ограничений. Вместе с тем, указания на проведение ее ветеринарно-санитарной экспертизы в ветеринарной справке нет.
Полагая, что при ее оформлении в связи с непроведением ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и мясных копченостей ветеринарным врачом Толман В.В. нарушены положения статей 15,21 Федерального закона «О ветеринарии», статьи 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 3.4. Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 года № 422, постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № ... ветеринарный врач ОГУ «СББЖ «Магаданская», последняя привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Административный орган пришёл к выводу о том, что указанная продукция должна была быть подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе. Наличие удостоверения качества, подтверждающего прохождение партией колбасной и мясной продукции внутреннего контроля за качеством, не освобождало ее от необходимости проведения еще и ветеринарно-санитарной экспертизы, поскольку безопасность продукции в ветеринарном отношении удостоверением качества не подтверждена. Поэтому, по мнению административного органа, продукция, представлявшая угрозу для жизни и здоровья человека, была направлена Толман В.В. в реализацию.
При этом административным органом в оспоренном лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановлении не приведено конкретных ветеринарно-санитарных правил, предусматривающих обязанность проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении готовой продукции, выработанной ООО «Охотский берег», имеющим сертифицированное производство, качество которой подтверждено соответствующим удостоверением.
В соответствии с требованиями статьи 15 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории; предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 21 Закона РФ «О ветеринарии» устанавливает, что ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию в пищевых целях подлежат не только продукты убоя (промысла) животных, а также иная продукция животного происхождения. Запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, иной продукции животного происхождения, непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Установленный указанной нормой запрет на реализацию и использование для пищевых целей мясных продуктов, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, касается мясных продуктов непромышленного изготовления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 301, колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов отнесены к классам продукции «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности» (код 92 0000).
Из содержания пункта 4 Национального стандарта Российской Федерации «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (ГОСТ Р 51074-2003), подпункта 4.2.2 Национального стандарта Российской Федерации «Продукция мясной промышленности. Классификация» (ГОСТ Р 52428-2005) также следует, что продукция колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, выработанная ООО «Охотский берег плюс», отнесена к мясным продуктам.
Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года утверждены Правила «Ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы» (далее - Правила).
Раздел 8 Правил (Ветеринарно-санитарная экспертиза колбасных изделий, мясных копченостей, мясных консервов, топленого пищевого жира и кишечного сырья) в отношении колбасных изделий и копченостей (п. 8.1) предусматривает, что к переработке на колбасные изделия и мясные копчености допускаются мясо, шпик, субпродукты, пищевая кровь и другое пищевое сырье животного и растительного происхождения, предусмотренное стандартами и техническими условиями на эти изделия и допущенное ветеринарным надзором к использованию на пищевые цели (п. 8.1.1).
На мясокомбинатах и мясоперерабатывающих предприятиях качество сырья и готовой продукции определяют в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации на указанные продукты, используя правила приемки и методы испытаний, предусмотренные государственными стандартами. Результаты оценки качества регистрируют в журналах установленной формы (п.8.1.2).
На мясоперерабатывающих предприятиях качество колбасных изделий и мясных копченостей определяют в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на отдельные виды изделий, используя методы, предусмотренные действующими государственными стандартами об отборе проб и лабораторном исследовании колбасных изделий и копченостей (п.8.1.3).
Таким образом, действующие Правила, в части ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и копченостей, промышленного изготовления предусматривают необходимость осуществления ветеринарным надзором функций по допуску для использования на пищевые цели перерабатываемого в колбасные изделия и копчености: мяса, шпика, субпродуктов, пищевой крови и другого пищевого сырья животного и растительного происхождения и не содержат каких-либо обязательных предписаний, касающихся проведения ветеринарно-санитарной экспертизы готовой продукции по результатам проведенных изготовителем исследований и испытаний, соответствующих требованиям государственных стандартов и технических условий.
Указанные положения Правил ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и копченостей соответствуют положениям статьи 17 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», устанавливающим требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении.
Так, в силу указанной нормы, изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий в целях обеспечения их качества и безопасности разрабатывает и внедряет системы качества в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов.
Продовольственное сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм.
Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила № 422), утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 422 (в ред. от 14 августа 2007 г.), согласно их пункту 1.1, устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
В силу пункта 1.3 Правил № 422 партии грузов, к числу которых отнесена и продукция, произведенная ООО «Охотский берег», должны сопровождаться ветеринарными справками формы № 4 - при перевозке грузов в пределах района.
В пункте 1.2 Правил № 422 предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Между тем, понятия ветеринарно-санитарного состояния сопровождаемого груза, равно как порядка, объема и характера действий, подлежащих выполнению должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, для определения ветеринарно-санитарного состояния груза, в т.ч. требований об обязательности проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, Правила № 422 не содержат.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 г. № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее - Постановление № 1009) разграничены полномочия между Минздравсоцразвития - Роспотребнадзором и Минсельхозом - Россельхознадзором по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
Согласно Постановлению № 1009 в данной сфере Минсельхоз и Россельхознадзор уполномочены осуществлять нормативно-правовое регулирование и организовать контроль по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении, продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, в том числе: мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, продуктов их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молока сырого, сливок сырых, продукции пчеловодства, яиц и яйцепродуктов, а также пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для реализации на розничных рынках.
Таким образом, данным нормативным правовым актом из числа объектов ветеринарного надзора фактически исключено продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также пищевые продукты животного происхождения промышленного изготовления.
Пунктом 4 Постановления № 1009 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предписано в 3-месячный срок (т.е. до 26 марта 2010 года) привести свои нормативные правовые и иные акты в соответствие с настоящим Постановлением.
Между тем, до настоящего времени соответствующие изменения в нормативные правовые и иные акты (в т.ч. в Правила № 422) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не внесены.
При таком положении полагаю, что доводы административного органа о допущенном должностным лицом ОГУ «СББЖ Магаданская» при выдаче ветеринарной справки на продукцию: колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, выработанную ООО «Охотский берег плюс» нарушении положений статей 15,21 Федерального закона «О ветеринарии», статьи 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 3.4. Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 года № 422, обосновано не были приняты во внимание судьей Магаданского городского суда при рассмотрении жалобы Толман В.В. и протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений нормативных правовых актов регулирующих данные правоотношения, прихожу к выводу об отсутствии в действиях должностного лица ОГУ «СББЖ Магаданская» состава инкриминированного административным органом правонарушения и оснований для удовлетворения жалобы административного органа об отмене решения Магаданского городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2010 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Толман В.В. - ветеринарного врача областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, либо опротестовано прокурором.
Судья Магаданского областного суда С.А. Гаджиева
Копия верна:
Судья Магаданского областного суда С.А. Гаджиева