Судья Титуленков И.В. Дело № 12-364/2010
№ 7-87/2010
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И ЕСудья Магаданского областного суда Лобыкин С.Н., при секретаре судебного заседания: Фроловой А.Л., рассмотрев 24 сентября 2010 года в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда (город Магадан, ул. Якутская, д.49), жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области Шейко В.И. на не вступившее в законную силу решение судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2010 года вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Толман В.В. - ветеринарного врача ОГУ «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области на постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № 02042/10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 рублей привлечено должностное лицо:
Толман В.В., ветеринарный врач областного государственного учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская», ... ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере ветеринарии не привлекавшаяся,
с участием прокурора прокуратуры Магаданской области Пруцкова С.А., а также представителей административного органа - Управления Россельхознадзора по Магаданской области: Шунковой О.В., Пироговой О.В., Красовского С.Е., которым разъяснены права и обязанности лиц, участвующих в производстве по делу,
У С Т А Н О В И Л:
14 июля 2010 года должностным лицом Управления Россельхознадзора по Магаданской области в отношении ветеринарного врача ОГУ «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» Толман В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Поводом и основанием к возбуждению дела об административном правонарушении послужила информация об оформленных ветеринарных сопроводительных документах на вырабатываемую ООО «Охотский берег плюс» продукцию животного происхождения, поступившая в Управление Россельхознадзора по Магаданской области 18 июня 2010 года.
Так, в частности, административным органом установлено, что 26 мая 2010 года ветеринарным врачом ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. оформлена ветеринарная справка ф. № ... № ... на продукцию: колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, в количестве 20 мест, весом 500 кг., выработанную ООО «Охотский берег плюс» 26 мая 2010 года, содержащая сведения о том, что данная продукция подвергнута ветеринарному осмотру и направляется для хранения и реализации без ограничений.
Полагая, что при оформлении данной справки, в связи с отсутствием указания на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и фактическим непроведением указанной экспертизы, ветеринарным врачом Толман В.В. нарушены положения статей 15,21 Федерального закона «О ветеринарии», статьи 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 3.4. Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 года № 422, постановлением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № 02042/10 ветеринарный врач ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Толман В.В. и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области на указанное постановление должностного лица административного органа, решением судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2010 года постановление о привлечении ветеринарного врача ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью наличия в действиях Толман В.В. состава инкриминированного административным органом правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области обратился в Магаданский областной суд с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого решения.
В качестве оснований к отмене обжалуемого решения приводит те же доводы, что и при вынесении постановления о привлечении Толман В.В. к административной ответственности. По мнению должностного лица административного органа, наличие удостоверения качества, подтверждающего прохождение партией продукции: колбасных изделий, мясных копченостей в ассортименте, в количестве 20 мест, весом 500 кг., выработанной ООО «Охотский берег плюс» 26 мая 2010 года, внутреннего контроля за качеством, не освобождало должностное лицо ОГУ «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская», от необходимости проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, поскольку удостоверение качества не может подтверждать безопасность продукции в ветеринарном отношении.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ветеринарный врач ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. не явилось. Ранее заявляло ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с выездом в отпуск за пределы гор. Магадана. Принимая во внимание, что позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу, изложена им при рассмотрении дела административным органом, а также в жалобе, поданной в Магаданский городской суд на постановление административного органа, а также учитывая необходимость соблюдения процессуального срока рассмотрения настоящего дела, и наличие сведений о надлежащем извещении Толман В.В. о времени и месте рассмотрения дела, полагаю необходимым в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела отказать. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в производстве по делу, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела 26 мая 2010 года ветеринарным врачом ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. оформлена ветеринарная справка ф. № ... № ... на продукцию: колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, в количестве 20 мест, весом 500 кг., выработанную ООО «Охотский берег плюс» 26 мая 2010 года, содержащая сведения о том, что данная продукция подвергнута ветеринарному осмотру и направляется для хранения и реализации без ограничений.
Привлекая ветеринарного врача ОГУ «СББЖ «Магаданская» Толман В.В. к административной ответственности административный орган, пришёл к выводу о том, что указанная продукция должна была быть подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе, поскольку наличие удостоверения качества, подтверждающего её прохождение внутреннего контроля за качеством, не освобождало должностное лицо ОГУ «СББЖ «Магаданская» от необходимости проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, поскольку удостоверение качества не может подтверждать безопасность продукции в ветеринарном отношении.
При этом, административным органом в оспоренном лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановлении ни приведено конкретных норм права, предусматривающих обязанность проведения должностным лицом ОГУ «СББЖ «Магаданская» выдавшим ветеринарный сопроводительный документ ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении готовой продукции, выработанной ООО «Охотский берег», имеющим сертифицированное производство, качество которой подтверждено соответствующим удостоверением.
Основы правового регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации, как это следует из статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон), являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; осуществление государственного ветеринарного надзора.
В силу статьи 2 этого Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 8 Закона государственный ветеринарный надзор направлен на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства.
В соответствии с требованиями статьи 15 Закона продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории; предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 21 Закона РФ "О ветеринарии" устанавливает, что ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию в пищевых целях подлежат не только продукты убоя (промысла) животных, а также иная продукция животного происхождения. Запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, иной продукции животного происхождения, непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Таким образом, установленный указанной нормой запрет на реализацию и использование для пищевых целей мясных продуктов, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, касается мясных продуктов непромышленного изготовления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов отнесены к классам продукции "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" (код 92 0000).
Из содержания пункта 4 Национального стандарта Российской Федерации "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (ГОСТ Р 51074-2003), подпункта 4.2.2 Национального стандарта Российской Федерации "Продукция мясной промышленности. Классификация" (ГОСТ Р 52428-2005) также следует, что колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов отнесены к мясным продуктам.
Таким образом, продукция колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, выработанная ООО «Охотский берег плюс», отнесена к мясным продуктам.
Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года утверждены Правила «Ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы» (далее Правила).
Раздел 8 Правил (ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, МЯСНЫХ КОПЧЕНОСТЕЙ, МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ, ТОПЛЕНОГО ПИЩЕВОГО ЖИРА И КИШЕЧНОГО СЫРЬЯ) в отношении колбасных изделий и копченостей (п. 8.1) предусматривает, что к переработке на колбасные изделия и мясные копчености допускаются мясо, шпик, субпродукты, пищевая кровь и другое пищевое сырье животного и растительного происхождения, предусмотренное стандартами и техническими условиями на эти изделия и допущенное ветеринарным надзором к использованию на пищевые цели (п. 8.1.1).
На мясокомбинатах и мясоперерабатывающих предприятиях качество сырья и готовой продукции определяют в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации на указанные продукты, используя правила приемки и методы испытаний, предусмотренные государственными стандартами. Результаты оценки качества регистрируют в журналах установленной формы (п.8.1.2).
На мясоперерабатывающих предприятиях качество колбасных изделий и мясных копченостей определяют в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на отдельные виды изделий, используя методы, предусмотренные действующими государственными стандартами об отборе проб и лабораторном исследовании колбасных изделий и копченостей (п.8.1.3).
Таким образом, действующие Правила, в части ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и копченостей, промышленного изготовления предусматривают необходимость осуществления ветеринарным надзором функций по допуску для использования на пищевые цели перерабатываемого в колбасные изделия и копчености: мяса, шпика, субпродуктов, пищевой крови и другого пищевого сырья животного и растительного происхождения и не содержат каких-либо обязательных предписаний, касающихся проведения ветеринарно-санитарной экспертизы готовой продукции по результатам проведенных изготовителем исследований и испытаний соответствующей требованиям государственных стандартов и технических условий.
Указанные положения Правил ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и копченостей корреспондируют к положениям статьи 17 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02 января 2000 года № 29-ФЗ, устанавливающим требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении.
Так, в силу указанной нормы, изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий в целях обеспечения их качества и безопасности разрабатывает и внедряет системы качества в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов.
Продовольственное сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм.
Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила № 422), утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422 (в ред. от 14 августа 2007 г.), согласно их пункту 1.1, устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
В силу пункта 1.3 Правил № 422 партии грузов, к числу которых отнесена и продукция, произведенная ООО «Охотский берег», должны сопровождаться ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района.
В пункте 1.2 Правил № 422 предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Между тем, понятия ветеринарно-санитарного состояния сопровождаемого груза, равно как порядка, объема и характера действий, подлежащих выполнению должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, для определения ветеринарно-санитарного состояния груза, в т.ч. требований об обязательности проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, Правила № 422 не содержат.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее - Постановление № 1009) разграничены полномочия между Минздравсоцразвития - Роспотребнадзором и Минсельхозом - Россельхознадзором по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
Согласно Постановлению № 1009 в данной сфере Минсельхоз и Россельхознадзор уполномочены осуществлять нормативно-правовое регулирование и организовать контроль по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении, продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, в том числе: мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, продуктов их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молока сырого, сливок сырых, продукции пчеловодства, яиц и яйцепродуктов, а также пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для реализации на розничных рынках.
Таким образом, данным нормативным правовым актом из числа объектов ветеринарного надзора фактически исключено продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также пищевые продукты животного происхождения промышленного изготовления.
Пунктом 4 Постановления № 1009 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предписано в 3-месячный срок (т.е. до 26 марта 2010 года) привести свои нормативные правовые и иные акты в соответствие с настоящим Постановлением.
Между тем, до настоящего времени соответствующие изменения в нормативные правовые и иные акты (в т.ч. в Правила № 422) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не внесены.
При таком положении полагаю, что доводы административного органа о допущенном должностным лицом ОГУ «СББЖ Магаданская» при выдаче ветеринарной справки на продукцию: колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, выработанную ООО «Охотский берег плюс», нарушении положений статей 15,21 Федерального закона «О ветеринарии», статьи 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 3.4. Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 года № 422, обосновано не были приняты во внимание судьей Магаданского городского суда при рассмотрении жалобы Толман В.В. и протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений нормативных правовых актов регулирующих данные правоотношения, прихожу к выводу об отсутствии в действиях должностного лица ОГУ «СББЖ Магаданская» состава инкриминированного административным органом правонарушения.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы должностного лица административного органа и отмены вынесенного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л:
решение судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2010 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Толман В.В. - ветеринарного врача ОГУ «Станция по борьбе с болезнями животных «Магаданская» и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области на постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года № 02042/10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, либо опротестовано прокурором.
Судья С.Н. Лобыкин