Решение о прекращении производства по делу по ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ - без изменения



Судья Адаркин И.А. № 12-361/10

№ 7-99/2010

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

6 октября 2010 года г. Магадан

Судья Магаданского областного суда Кошак А.А.,

при секретаре Соиной О.А.,

с участием

представителей Управления Россельхоназора

по Магаданской области Зиброва Д.С., Пироговой О.В.,

прокурора прокуратуры Магаданской области Коростыленко Ю.Е.

рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области на решение судьи Магаданского городского суда от 18 августа 2010 года,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года ветеринарный врач отдела государственного ветеринарного контроля областного государственного учреждения «...»» (далее по тексту - ОГУ «...») Толман В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда от 18 августа 2010 года по результатам рассмотрения жалобы Толман В.В. и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области указанное постановление отменено, производство по делу прекращено по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Толман В.В. состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.

В жалобе заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области ставится вопрос об отмене решения судьи ввиду его незаконности и необоснованности.

Утверждает, что наличие удостоверения качества № РНк-... на продукцию, выработанную ООО «...» (колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, 20 мест, 500 кг), свидетельствует о прохождении продукцией внутреннего контроля за качеством, однако не удостоверяет безопасность продукции в ветеринарном отношении. Поэтому данная продукция подлежала обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе (статья 21 Закона РФ «О ветеринарии»).

По мнению административного органа, вина Толман В.В. в совершении вменяемого административного правонарушения доказана, в связи с чем оснований для прекращения производства по настоящему делу не имелось.

В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ветеринарный врач ОГУ «...» Толман В.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Заслушав мнение представителей административного органа, прокурора о возможности рассмотрения дела в отсутствие Толман В.В., руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Толман В.В.

В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора по Магаданской области - Зибров Д.С. и Пирогова О.В. настаивали на доводах жалобы и просили об отмене решения судьи.

Прокурор прокуратуры Магаданской области Коростыленко Ю.Е. против удовлетворения жалобы возражала, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судьей решения.

Проверив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, выслушав объяснения представителей административного органа, прокурора, не нахожу оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения судьи.

Вывод судьи Магаданского городского суда об отсутствии в действиях должностного лица - ветеринарного врача ОГУ «...» Толман В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалах дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 10.6. КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования вышеуказанных правил либо уклоняющихся от их исполнения.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.

Привлекая должностное лицо ОГУ «...» Толман В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходило из того, что при выдаче ветеринарной справки ... от 21 мая 2010 года на продукцию: колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте в количестве 20 мест, 500 кг, выработанную 20 мая 2010 года ООО «...», Толман В.В. допущены нарушения положений статей 15, 21 Закона РФ «О ветеринарии», статьи 15 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 3.4. Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422, а именно: в указанной справке отсутствуют сведения и информация о проведении обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, на которую оформлена справка.

С этим выводом правомерно не согласился судья Магаданского городского суда, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 15 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории; предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Статья 21 Закона РФ «О ветеринарии» устанавливает, что ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию в пищевых целях подлежат не только продукты убоя (промысла) животных, а также иная продукция животного происхождения. Запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, иной продукции животного происхождения, непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Установленный указанной нормой запрет на реализацию и использование для пищевых целей мясных продуктов, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, касается мясных продуктов непромышленного изготовления.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов отнесены к классам продукции «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности» (код 92 0000).

Из содержания пункта 4 Национального стандарта Российской Федерации «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (ГОСТ Р 51074-2003), подпункта 4.2.2 Национального стандарта Российской Федерации «Продукция мясной промышленности. Классификация» (ГОСТ Р 52428-2005) также следует, что продукция колбасные изделия, мясные копчености в ассортименте, выработанная ООО «...», отнесена к мясным продуктам промышленного изготовления, а не к продукции животного происхождения, предусмотренной в статье 21 Закона РФ «О ветеринарии».

Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года утверждены Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы (далее по тексту - Правила).

Раздел 8 Правил (Ветеринарно-санитарная экспертиза колбасных изделий, мясных копченостей, мясных консервов, топленого пищевого жира и кишечного сырья) в отношении колбасных изделий и копченостей (п. 8.1) предусматривает, что к переработке на колбасные изделия и мясные копчености допускаются мясо, шпик, субпродукты, пищевая кровь и другое пищевое сырье животного и растительного происхождения, предусмотренное стандартами и техническими условиями на эти изделия и допущенное ветеринарным надзором к использованию на пищевые цели (п. 8.1.1).

На мясокомбинатах и мясоперерабатывающих предприятиях качество сырья и готовой продукции определяют в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации на указанные продукты, используя правила приемки и методы испытаний, предусмотренные государственными стандартами. Результаты оценки качества регистрируют в журналах установленной формы (п.8.1.2).

На мясоперерабатывающих предприятиях качество колбасных изделий и мясных копченостей определяют в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на отдельные виды изделий, используя методы, предусмотренные действующими государственными стандартами об отборе проб и лабораторном исследовании колбасных изделий и копченостей (п.8.1.3).

Таким образом, действующие Правила в части ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и копченостей промышленного изготовления предусматривают необходимость осуществления ветеринарным надзором функций по допуску для использования на пищевые цели перерабатываемого в колбасные изделия и копчености: мяса, шпика, субпродуктов, пищевой крови и другого пищевого сырья животного и растительного происхождения и не содержат каких-либо обязательных предписаний, касающихся проведения ветеринарно-санитарной экспертизы готовой продукции по результатам проведенных изготовителем исследований и испытаний, соответствующих требованиям государственных стандартов и технических условий.

Указанные положения Правил ветеринарно-санитарной экспертизы колбасных изделий и копченостей соответствуют положениям статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», устанавливающим требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении.

Так, в силу названной нормы изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.

Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий в целях обеспечения их качества и безопасности разрабатывает и внедряет системы качества в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов.

Продовольственное сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм.

Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее по тексту - Правила № 422), утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 (в редакции от 14.08.2007), устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (пункт 1.1).

В силу пункта 1.3 Правил № 422 партии грузов, к числу которых отнесена и продукция, произведенная ООО «...», должны сопровождаться ветеринарными справками формы № 4 при перевозке грузов в пределах района.

Пунктом 1.2 Правил № 422 предусмотрено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Между тем понятия ветеринарно-санитарного состояния сопровождаемого груза, равно как порядка, объема и характера действий, подлежащих выполнению должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, для определения ветеринарно-санитарного состояния груза, в том числе требований об обязательности проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, Правила № 422 не содержат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее по тексту - Постановление № 1009) разграничены полномочия между Минздравсоцразвития - Роспотребнадзором и Минсельхозом - Россельхознадзором по нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Согласно Постановлению № 1009 в данной сфере Минсельхоз и Россельхознадзор уполномочены осуществлять нормативно-правовое регулирование и организовать контроль по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке, в том числе: мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, продуктов их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молока сырого, сливок сырых, продукции пчеловодства, яиц и яйцепродуктов, а также пищевых продуктов животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для реализации на розничных рынках.

Таким образом, данным нормативным правовым актом из числа объектов ветеринарного надзора исключено продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке, а также пищевые продукты животного происхождения промышленного изготовления.

При таких обстоятельствах вывод судьи об отсутствии в действиях ветеринарного врача областного государственного учреждения «...» Толман В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 10.6. КоАП РФ, и неправомерности ее привлечения к административной ответственности, является правильным.

Учитывая установленные обстоятельства и требования приведенных правовых норм, судья Магаданского городского суда законно и обоснованно отменил постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении Толман В.В., и прекратил производство по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекших вынесение незаконного решения по результатам рассмотрения жалобы и протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе административного органа, судьей не допущено.

Оснований для отмены решения судьи, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, частью 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Магаданского городского суда от 18 августа 2010 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Толман В. В. - ветеринарного врача областного государственного учреждения «...» и протеста первого заместителя прокурора Магаданской области на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 16 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Магаданской области - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, либо опротестовано прокурором.

Судья Магаданского

областного суда: подпись А.А. Кошак

Верно: судья Магаданского областного суда А.А. Кошак