Решение от 22.06.2011 г. № 7-33/2011. Решение по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.



Судья Адаркин И.А.                                                               Дело № 12-156/2011

                                                                                                              № 7-33/2011

РЕШЕНИЕ

город Магадан                              22 июня 2011 года

Судья Магаданского областного суда Мирошникова С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И. на решение судьи Магаданского городского суда от 27 апреля 2011 года по результатам рассмотрения жалобы Смоляра В.И. на постановление государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ, которым к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей привлечен:

Смоляр В.И., ...

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Смоляра В.И., государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И., представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу Лаушкиной И.Н., которым разъяснены права и обязанности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренные главой 25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И. от 15 марта 2011 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ, привлечен Смоляр В.И. и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Данное постановление было обжаловано Смоляром В.И. в Магаданский городской суд.

Решением судьи Магаданского городского суда от 27 апреля 2011 года по результатам рассмотрения жалобы Смоляра В.И. постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Государственный инспектор отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу Горбатых Л.И. подала жалобу на решение судьи Магаданского городского суда от 27 апреля 2011 года, в которой просит его отменить, оставив в силе вынесенное в отношении Смоляра В.И. административным органом постановление.

Указывает, что постановление в отношении Смоляра В.И. вынесено административным органом в полном соответствии с действующим законодательством, которым установлены как границы водоохранных зон водных объектов, так и правила по их использованию.

Так, решением Магаданской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 156-Д «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан» установлены границы 500-метровой водоохраной зоны бухт Гертнера и Нагаева Охотского моря.

Решение опубликовано в газете «Вечерний Магадан» за 14 января 2010 года, а незнание лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, не освобождает его от ответственности за невыполнение установленных в нормативно-правовых актах ограничений и запретов.

Кроме того, постановлением мэрии города Магадана от 09 февраля 2010 года № 315 был запрещен выезд всех видов автотранспорта, за исключением оперативных служб, на ледовый покров водных объектов на территории муниципального образования «Город Магадан».

Установленные действующим законодательством ограничения в части использования водоохраной зоны бухты Гертнера Охотского моря были нарушены Смоляром В.И., допустившим 12 марта 2011 года движение принадлежащего ему транспортного средства на территории водоохранной зоны упомянутого водного объекта.

Место совершения Смоляром В.И. правонарушения, а именно на территории водоохраной зоны бухты Гертнера Охотского моря, с достоверностью установлено и подтверждается картой-схемой к протоколу об административном правонарушении, а также показаниями свидетелей Т.К.В. и М.И.А.

Государственный инспектор РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И., представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу Лаушкина И.Н. в судебном заседании поддержали доводы жалобы и настаивали на отмене решения судьи Магаданского городского суда и оставлении без изменения постановления административного органа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу - Смоляр В.И., полагал, что доводы жалобы являются необоснованными, в связи с чем просил оставить жалобу административного органа без удовлетворения, а решение судьи Магаданского городского суда - без изменения.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в производстве по делу,полагаю, что оснований к отмене решения судьи Магаданского городского суда от                  27 апреля 2011 года не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановлением государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И. от          15 марта 2011 года Смоляр В.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Привлекая Смоляра В.И. к ответственности, административный орган исходил из того, что им допущено использование водоохранной зоны бухты Гертнера Охотского моря с нарушением ограничений деятельности, установленных пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ (для движения транспортного средства в границе водоохранной зоны), тем самым посчитал доказанным факт совершения им правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ.

Судья Магаданского городского суда правильно не согласился с таким выводом по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Общее положение, содержащееся в части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ, действительно определяет, что ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Однако в пункте 1 части 4 статьи 5 Водного кодекса РФ дано понятие береговой линии моря, в силу которого береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.

Как пояснил в судебном заседании государственный инспектор Горбатых Л.И., общеизвестным является факт, что периодическое изменение уровня воды в бухте Гертнера Охотского моря происходит, в связи с чем линия отлива в разное время подвержена изменению.

Поэтому судья, проверяя законность обжалуемого Смоляром В.И. постановления, обоснованно не согласился с утверждением административного органа о том, что в силу прямого указания закона (части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ) водоохранной зоной бухты Гертнера Охотского моря является вся территория, примыкающая к водному объекту на расстоянии пятисот метров.

Доводы жалобы должностного лица о том, что границы водоохранной зоны бухты Гертнера установлены органами местного самоуправления города Магадана, проверены и подтверждения не нашли.

Так, из решения Магаданской городской Думы от 25 декабря 2009 года             № 156-Д «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан» не следует, что в нем установлены границы 500-метровой водоохранной зоны бухты Гертнера Охотского моря.

На выкопировке из дежурного плана города Магадана с обозначением бухты Гертнера Охотского моря данные границы вопреки утверждению административного органа также не обозначены (л.д.44).

Исследованный в судебном заседании подлинник названной выкопировки, представленный административным органом на обозрение суда, также не содержит данных, достоверно свидетельствующих об установлении границ водоохранной зоны бухты Гертнера Охотского моря.

Кроме того, положения пункта 18 статьи 65 Водного кодекса РФ, предусматривают, что установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в постановлении от 10 января 2009 года № 17.

Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее - установление границ).

Установление таких границ находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

Из содержания названных Правил также следует, что установление упомянутых границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

В целях установления границ органы государственной власти обеспечивают:

- определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

- описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

- отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

- установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Образцы специального информационного знака для обозначения границ водоохранных зон утверждены приказом Минприроды России от          13 августа 2009 года № 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Должностное лицо, привлекшее Смоляра В.И. к административной ответственности, а также представитель административного органа в суде кассационной инстанции пояснили, что на территории Магаданской области, в том числе в районе бухты Гертнера Охотского моря, специальные информационные знаки для обозначения границы водоохраной зоны в настоящее время не установлены. Работа по реализации постановления Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 в части установления в Магаданской области границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в настоящее время не завершена и осуществляется территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов - Ленским бассейновым водным управлением. Нормативно-правовых актов субъекта РФ, устанавливающих границы водоохранных зон на территории области, не имеется.

В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку собранные по делу доказательства не позволили сделать однозначный вывод о виновности или невиновности Смоляра В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ, а предоставленные законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны, сомнения в виновности Смоляра В.И. применительно к обстоятельствам данного дела, а также положений статьи 1.5 КоАП РФ правомерно признаны судьей Магаданского городского суда неустранимыми.

На основании всестороннего и объективного исследования изложенных обстоятельств дела в их совокупности при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей дана надлежащая оценка доказательствам, имеющимся в деле, и сделан правильный вывод о недоказанности обстоятельств, на которых основано постановление государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в отношении Смоляра В.И.

Правовая позиция судьи мотивирована и соответствует действующему административному законодательству.

При таком положении, разрешая настоящее дело, судья Магаданского городского суда правильно отменил обжалуемое Смоляром В.И. постановление должностного лица и прекратил производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ.

Приведенные в жалобе государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов мотивы не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.

Так, доводы об установлении границы 500-метровой водоохранной зоны в районе бухты Гертнера решением Магаданской городской Думы, как указано выше, подтверждения не нашли.

Поэтому не может считаться доказанным факт совершения вменяемого Смоляру В.И. правонарушения в границах водоохранной зоны данного водного объекта.

Не опровергает суждений судьи, сделанных в решении, и ссылка в жалобе на постановление мэрии города Магадана № 315 от 09 февраля 2010 года «О мерах по обеспечению безопасности, охране жизни и здоровья людей на водных объектах», поскольку к ответственности за нарушение установленных данным постановлением запретов в части выхода и выезда всех видов автотранспорта на ледовый покров водных объектов на территории муниципального образования «Город Магадан» Смоляр В.И. не привлекался.

Несостоятельны в этой связи и указания административного органа на наличие в районе бухты Гертнера запрещающих выезд на лед знаков (по состоянию на 28 февраля 2011 года, л.д.47,49).

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе по доводам, изложенным в жалобе, не нахожу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

    Р Е Ш И Л А:

решение судьи Магаданского городского суда от 27 апреля 2011 года по результатам рассмотрения жалобы Смоляра В.И. на постановление государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42. КоАП РФ, в отношении Смоляра В.И. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Горбатых Л.И. - без удовлетворения.

Судья Магаданского

областного суда          С.В. Мирошникова