Решение от 13.05.2011 г. № 12-24/2011. Постановление по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено по п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи отсутствием состава административного правонарушения



Судья Адаркин И.А. Дело №5-52/2011

№ 12-24/2011

13 мая 2011 года г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Магаданского областного суда В.И.Назин.,

при секретаре судебного заседания О.А.Соиной

рассмотрев жалобу Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» на постановление судьи Магаданского городского суда от 22 марта 2011 года, вынесенное в отношении юридического лица - Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением прокурора города Магадана от 18 февраля 2011 года возбуждено административное производство в отношении юридического лица - Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Магаданского городского суда от 22 марта 2011 года юридическое лицо - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21», поданной в Магаданский областной суд, поставлен вопрос об отмене указанного постановления ввиду его незаконности и необоснованности. Заявителю вменяется несоблюдение требований п.2.2.3 СанПиН 2.4.21178-02, а именно то, что территория участка не ограждена забором высотой 1,5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями. В жалобе выражает не согласие с тем, что несоблюдение требований данного пункта СанПиН образует нарушение лицензионных требований и соответственно - административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пункт 2.2.3 СанПиН 2.4.21178-02 устанавливает требования к участку общеобразовательных учреждений. Среди указанных в п.п. «б» п.8 Положения о лицензировании требования о наличии земельного участка не предусматривается.

В судебное заседание не явился прокурор, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Судья областного суда, руководствуясь п.4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.

В судебном заседании представитель юридического лица - Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» Разумков А.А. доводы жалобы поддержал.

Заслушав объяснения представителя юридического лица - Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» Разумкова А.А., проверив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению.

Привлекая юридическое лицо - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского городского суда пришел к выводу о том, что юридическое лицо Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), в связи с тем, что в нарушение требований Санитарно-эпидемиологических правил - СанПиН 2.4.2.1178-02 территория земельного участка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» забором высотой 1,5 метра не ограждена, зеленые насаждения в летний период вдоль забора отсутствуют.

Данная квалификация действий юридического лица - муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» не согласуется с требованиями закона по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года №277 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. постановления Правительства РФ от 24.09.2010 №749). В соответствии с п.9 указанного Положения осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается не выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» - «е» пункта 8 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивает реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям;

е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников;

Каких либо доказательств, что юридическое лицо - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» - «е» пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности материалы дела не содержат. Кроме того, в подпункте «б» пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности идет речь о территории, необходимой для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности, а не о земельном участке.

Таким образом, нарушение требований Санитарно-эпидемиологических правил - СанПиН 2.4.2.1178-02 ( пункт 2.2.3) грубым нарушением лицензионных требований не является, а следовательно не образует состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела основанием к возбуждению административного производства послужил акт от 16 февраля 2011 года в соответствии с которым при проведении прокурорской проверки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» выявлены нарушения Санитарно-эпидемиологических правил - СанПиН 2.4.2.1178-02 территория земельного участка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» забором высотой 1,5 метра не ограждена, зеленые насаждения в летний период вдоль забора отсутствуют (л.д.13).

Санитарно - эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения определены в статье 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52 - ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статье 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52 - ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и иных образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполнятся требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 №44 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2.1178-02 (гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях). Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе и к - участку образовательного учреждения.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 для образовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.; площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений; территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него зелеными насаждениями.

За нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в статье 6.7.

В соответствии со статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление судьи Магаданского городского суда от 22 марта 2011 года, о привлечении юридического лица - муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по административному делу в отношении юридического лица - муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производством прекратить по п.2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Магаданского

областного суда В.И.Назин