Судья Ворочевская О.В. Дело № 5-41/12
№ 12-38/12
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев 24 мая 2012 года в городе Магадане в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области – юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление судьи Магаданского городского суда от 20 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении:
юридического лица - Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области, юридический адрес: <адрес>
с участием: защитника Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области Малыка В.В. (доверенность №... от <дата>),
представителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области Пашкова Л.Л. (доверенность от <дата>),
при секретаре судебного заседания Блумитис Н.В.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Магаданского городского суда от 20 апреля 2012 года Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области (далее – РУФСКН России по Магаданской области, Управление) освобождено от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с вынесением устного замечания.
Не согласившись с указанным постановлением юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратилось в Магаданский областной суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава либо события административного правонарушения.
Со ссылкой на ст. 30 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и п. 2 Правил представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 419) полагает, что Управление не является субъектом вмененного правонарушения по ст. 6.16 КоАП, поскольку ведение журнала и регистрация в нем любых операций, связанных с оборотом прекурсоров, обязательно при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, при которых изменяется их количество.
Для перманганата калия в концентрации 45 процентов или более, ведение журнала и регистрация в нем любых операций предусмотрена для вещества массой, не превышающей 10 килограммов.
Управлением деятельность по обороту перманганата калия не осуществлялась, при хранении 2 ампул этого вещества общим весом 6,0 грамм в целых фабричных упаковках, ведение журнала учета не предусмотрено.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.
Представитель административного органа полагал, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не имеется.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.
Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (в ред. 03 декабря 2011 года) к прекурсорам отнесены вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
В Таблицу III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, (утв. Постановлением Правительства РФ 30 июня 1998 года № 681) включен перманганат калия в концентрации 45 процентов или более.
В ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (в ред. 03 декабря 2011 года) определено, что оборот прекурсоров - это разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относится, в том числе, предусмотренная п. 4 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (в ред. 03 декабря 2011 года) регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
Порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, установлен Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09 июня 2010 № 419 (далее – Правила).
Согласно п. 1 Правил они устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, по форме согласно приложению.
В соответствии с п. 2 Правил при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций.
Настоящие Правила не распространяются на ведение и хранение журналов в случаях, когда разрешается использование прекурсоров без лицензии в соответствии со статьями 35 и 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Таким образом действие Правил не распространяются на ведение и хранение журналов в случаях, когда разрешается использование прекурсоров без лицензии в соответствии со ст. ст. 35 и 36 Федерального закона N 3-ФЗ, то есть при использовании прекурсоров в экспертной и оперативно-разыскной деятельности.
При этом п. 7 названных Правил установлено, что запись в журнале о суммарном количестве отпущенного, реализованного, приобретенного или использованного перманганата калия в концентрации 45 процентов или более массой, не превышающей 10 килограммов, производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется.
Как следует из материалов дела, в период с 20 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года Управлением Росздравнадзора по Магаданской области проведена плановая выездная проверка амбулатории РУФСКН России по Магаданской области по адресу г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 45.
При проведении проверки установлено наличие в шкафу медицинского кабинета амбулатории Управления двух упаковок лекарственного препарата калия перманганат в кристаллах сухого вещества, в концентрации 100 процентов, весом по 3,0 гр. каждая. Журнал учета регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в Управлении отсутствует.
Проверка проводилась в присутствии медицинской сестры амбулатории Управления Жуленевой Н.В., которая в письменной форме подтвердила наличие выявленных нарушений.
По результатам проверки составлен акт № 7-с от 22 февраля 2012 года и протокол об административном правонарушении № 3 от 22 февраля 2012 года.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
При изложенных выше обстоятельствах, является верным вывод суда о наличии в действиях РУФСКН России по Магаданской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, поименованных в Таблице III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Доводы жалобы о том, что Управление не является субъектом вмененного правонарушения по ст. 6.16 КоАП, т.к. ведение журнала обязательно при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, при которых изменяется их количество, а также о том, что для перманганата калия в концентрации 45 процентов или более, ведение журнала и регистрация в нем любых операций предусмотрена для вещества массой, не превышающей 10 килограммов, не являются обоснованным, поскольку Управлению вменено нарушение Правил в связи с отсутствием соответствующего журнала при хранении (обороте) прекурсора - калия перманганата в концентрации 100 процентов, а не отсутствие в нем сведений об изменении его количества.
Из материалов дела не усматривается, что оборот прекурсора осуществлялся Управлением в соответствии со статьями 35 и 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах» и, в силу п. 2 Правил, ведение и хранение журналов не осуществляется.
При таких обстоятельствах вина РУФСКН по Магаданской области в совершении административного правонарушения подтверждается собранными и исследованными в ходе разбирательства по делу доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Рассматривая дело, суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным факт правонарушения.
Также судом при рассмотрении настоящего дела обоснованно применены положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в т.ч. состав которого имеет формальный характер.
В настоящем случае суд правомерно посчитал, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, совершенное Управлением нарушение, не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства.
К данному выводу суд, пересматривающий дело, пришел исходя из материалов дела об административном правонарушении, которыми установлено, что фактически заявителю вменено правонарушение, выразившееся в нарушении правил ведения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, в отношении прекурсоров общей массой 6,0 грамм.
Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, оценив характер совершенного нарушения, суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации возможно применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Оснований к отмене оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Магаданского городского суда от 20 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда И.А. Адаркин
25 мая 2012 года