Судья Егоркина Г.В. Дело № 5-3/2012
№ 12-31/2012
18 мая 2012 года г. Магадан
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев 18 мая 2012 года в городе Магадане в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница» - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление судьи Омсукчанского районного суда от 03 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница», юридический адрес: <адрес>,
с участием: представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Карабанова Е.Н., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1, 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
прокурора Зариповой Е.В. (уд-е №...),
при секретаре судебного заседания Блумитис Н.В.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Омсукчанского районного суда от 03 апреля 2012 года Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница» (далее – МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ», Учреждение) привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч рублей), за осуществление медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в связи с тем, что МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» не обеспечило контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), в части не проведения диспансерного наблюдения врачами-специалистами: неврологом и оториноларингологом детей в течение первого года жизни.
Не согласившись с указанным постановлением лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратилось в Магаданский областной суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указано, что для проведения диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни медицинское учреждение должно обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям: неврология, травматология и ортопедия, офтальмология, стоматология детская, оториноларингология, детская хирургия.
В настоящее время МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» не имеет в своем штате работников по специальностям: неврология, детская хирургия, стоматология детская, травматология-ортопедия, оториноларингология, вследствие чего не обладает лицензией на оказание медицинской деятельности, по указанным специальностям.
По состоянию на 18 апреля 2012 года штатное расписание МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» предусматривает 0,5 должности врача-невролога, 0,5 должности врача офтальмолога и 0,5 должности врача-
оториноларинголога. Укомплектовать названные вакансии не представляется возможным в связи с низкой оплатой труда по указанным ставкам. Наличие в штатном расписании учреждения только вышеуказанных должностей без обеспечения их реальными специалистами не дает право учреждению на получение лицензии.
Проведение диспансерного наблюдения в усеченном составе не означает, что качество оказываемой медицинской помощи наличествующими специалистами было ухудшено. Согласно п. 2 приказа Минсоцздравразвития РФ от 28.04.2007 года № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» настоящий стандарт диспансерного наблюдения носит рекомендательный характер.
Администрация МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» не в состоянии повлиять на рынок труда и организовать приток специалистов в Магаданскую область. Причины, по которым стандарт диспансерного наблюдения детей первого года жизни применялся не в полном объеме, являются объективными, независящими от действий администрации МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ».
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, настаивал на доводах жалобы и просил отменить оспариваемое постановление, прекратить производство по делу.
Прокурор в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, просил обжалуемое постановление оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно "Положению о лицензировании медицинской деятельности", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (действовавшему на момент выявления правонарушения) (далее - Положение о лицензировании), указанное Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 4 Положения о лицензировании, установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).
В соответствии с указанным приложением, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают, в том числе, работы (услуги) по контролю качества медицинской помощи.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с п.п. «з» п. 5 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Из материалов дела следует, что МОГБУЗ «Омсукчанская центральная больница» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации Омсукчанского района от 24.06.2011 г. №( 363.
МОГБУЗ «Омсукчанская центральная больница» имеет лицензию №... от 04 августа 2011 года на осуществление медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по контролю качества медицинской помощи (л.д. 81).
Как следует из постановления прокурора Омсукчанского района о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 15 февраля 2012 года, прокуратурой Омсукчанского района была проведена проверка соблюдения МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» требований законодательства в сфере здравоохранения, в результате которой было установлено, что МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» не предоставляет талоны № 3-2, 3-1 родового сертификата, подтверждающие оказание услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, на оплату в ГУ «МРО ФСС РФ».
В постановлении сделан вывод о том, что непредставление МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» указанных сертификатов и, как следствие, неоказание новорожденным услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, является грубым нарушением лицензионных требований и условий, в связи с нарушением качества оказания медицинской помощи.
В материалах дела (л.д. 26-27) имеется копия акта проверки Управления Росздравнадзора по Магаданской области от 15 сентября 2011 года, в соответствии с которым установлены следующие нарушения:
- п. 1 предписания от 17.05.2011г. № 37 выполнен частично. Учреждением не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по эндоскопии.
- п. 2 предписания от 17.05.2011г. № 37 выполнен частично. Учреждением не представлены документы об обучении специалиста один раз в 5 лет по эндоскопии.
- п. 3 предписания от 17.05.2011г. № 37 не выполнен.Не предъявляются к оплате в ГУ «МРО ФСС РФ» талоны № 3-2, № 3-1 родового сертификата, что является невыполнением приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011г. № 73н "О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».
Также в деле имеется предписание Управления Росздравнадзора по Магаданской области от 15 сентября 2011 года, в соответствии с которым МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» предписано в срок до 01 февраля 2012 года устранить нарушения: получить лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по эндоскопии; предоставить сведения о количестве необходимых документов об обучении специалиста один раз в пять лет; предоставить сведения о количестве поданных талонов № 3-2, № 3-1 родового сертификата в ГУ «МРО ФСС РФ» (л.д. 28 оборотная сторона).
Из письма МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» № 95 от 13.02.2012 г. (л.д. 24-25) и объяснения главного врача МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» Н.Л.М. (л.д. 23) следует, что талоны № 3-2, № 3-1 родового сертификата в ГУ «МРО ФСС РФ» к оплате не предъявлялись, в связи с отсутствием в Учреждении специалистов, указанных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2007 N 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни", за исключением врача-окулиста, кроме того МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» не имеет лицензии на осуществление работ (услуг) по специальностям: неврология, детская хирургия, стоматология детская, травматология-ортопедия, отоларингология. Заключение договоров с медицинскими учреждениями районов невозможно в связи с отсутствием у них лицензий не указанные виды деятельности.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, законом отнесено установление наличия события административного правонарушения, а также виновности лица в совершении административного правонарушения.
Обжалуемым постановлением МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ», привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, в связи с тем, что МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» не обеспечило контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), в части не проведения диспансерного наблюдения врачами-специалистами неврологом и оториноларингологом детей в течение первого года жизни.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" (далее - Стандарт) регламентированы сроки и объёмы диспансерного наблюдения ребёнка первого года жизни.
В соответствии с указанным Стандартом, в рамках организации диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни в определенные возрастные периоды (дородовой патронаж беременной, новорожденный, ребенок в возрасте 1, 3, 6, 9, 12 месяцев) необходимо осуществление следующих видов деятельности: диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья; оценка сведений за период, предшествующий осмотру; оценка физического развития; диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР); оценка резистентности; диагностика и оценка функционального состояния организма; заключение о состоянии здоровья; рекомендации.
Согласно приложению к Приказу № 307 от 28 апреля 2007 года «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» следует, что дети в течение первого года жизни ежемесячно наблюдаются врачом педиатром и врачами-специалистами, в том числе неврологом и оториноларингологом, офтальмологом.
Как установлено судом при рассмотрении дела, МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» дети в первый год жизни обследуются только врачами педиатрами и окулистом по пунктам 1, 3, 5 указанного приложения к Приказу № 307 от 28 апреля 2007 года.
По пунктам 2, 4, 6, 7, 8 приказа диспансерное наблюдение детей не проводится, так как учреждение не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям: неврология, травматология и ортопедия, офтальмология, стоматология детская, оториноларингология, детская хирургия.
Учреждению вменено в вину не осуществление контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) по факту неоказание медицинских услуг по проведению диспансерного наблюдения врачами-специалистами неврологом и оториноларингологом детей в течение первого года жизни - по услугам на которые в «Омсукчанской ЦРБ» отсутствует разрешение (лицензия) и отсутствуют соответствующие специалисты.
Диспозицией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии).
В силу положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, имелась ли у МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» возможность для соблюдения в полном объёме требований Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни", принимались ли данным лицом все зависящие от него меры по укомплектованию имеющихся штатных должностей врачами-специалистами неврологом и оториноларингологом, получению соответствующих лицензий, заключению договоров с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).
Кроме того, согласно п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. № 307, его положения не носят обязательного характера.
По правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях суд должен исходить из такого принципа административной ответственности, как презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Доказательства, свидетельствующие о том, что у МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению любой из форм вины, предусмотренной КоАП РФ (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленном в ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При изложенных обстоятельствах, на основании исследованных материалов дела, видно что в действиях МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ», в связи с неустановлением его вины в процессе производства по делу, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отмене обжалуемого постановления и о прекращении производства по настоящему делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Омсукчанского районного суда от 03 апреля 2012 года, которым Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч рублей), отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Магаданского областногое государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница», прекратить ввиду отсутствия состава указанного административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда И.А. Адаркин
18 мая 2012 года