Судья Егоркина Г.В. Дело № 5-4/2012
№ 12-32/2012
18 мая 2012 года г. Магадан
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев 18 мая 2012 года в городе Магадане в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница» - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление судьи Омсукчанского районного суда от 02 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Омсукчанская центральная районная больница», юридический адрес: <адрес>,
с участием: представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Карабанова Е.Н., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1, 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
прокурора Зариповой Е.В. (уд-е №...),
при секретаре судебного заседания Блумитис Н.В.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Омсукчанского районного суда от 02 апреля 2012 года Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Омсукчанская центральная районная больница» (далее – МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ», Учреждение) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде предупреждения, в связи с осуществлением медицинской деятельности по оказанию первичной медико-санитарной помощи по неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Не согласившись с указанным постановлением лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратилось в Магаданский областной суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указано что в Учреждении по состоянию на 18 апреля 2012 года специалисты по направлениям неврология и оториноларингология отсутствуют, а должности детского хирурга, детского стоматолога, травматолога и ортопеда не предусмотрены штатным расписанием МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ», что препятствует получению лицензии на осуществление медицинской деятельности по данным видам работ, поскольку в силу пп. «г» п. 5 "Положения о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).
Оказание медицинской помощи по указанным специальностям обосновывалась ее экстренностью. Доказательств осуществления данных видов деятельности работниками МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» в иных случаях представлено не было, в связи с чем, вывод суда о фактическом проведении работ по специальностям: неврология, оториноларингология, травматология и ортопедия не обоснован.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, настаивал на доводах жалобы и просил отменить оспариваемое постановление, прекратить производство по делу.
Прокурор в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, просил обжалуемое постановление оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно "Положению о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (действовавшему на момент выявления правонарушения) (далее - Положение о лицензировании), указанное Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 4 Положения о лицензировании, установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).
Согласно указанному приложению, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают, в том числе, работы (услуги) по неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии.
Как следует постановления прокурора Омсукчанского района о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 15 февраля 2012 года, прокуратурой Омсукчанского района была проведена проверка соблюдения МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» требований законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, в результате которой было установлено, что у МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» отсутствует разрешение (лицензия) на работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по детской хирургии, неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии.
В постановлении сделан вывод об осуществлении указанной медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В материалах дела (л.д. 25, 26) имеется копия акта проверки Управления Росздравнадзора по Магаданской области от 15 сентября 2011 года, в соответствии с которым установлены следующие нарушения:
- п. 1 предписания от 17.05.2011г. № 37 выполнен частично. Учреждением не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по эндоскопии.
- п. 2 предписания от 17.05.2011г. № 37 выполнен частично. Учреждением не представлены документы об обучении специалиста один раз в 5 лет по эндоскопии.
- п. 3 предписания от 17.05.2011г. № 37 не выполнен.
Не предъявляются к оплате в ГУ «МРО ФСС РФ» талоны № 3-2, № 3-1 родового сертификата, что является невыполнением приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011г. № 73н "О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдения ребенка в течении первого года жизни».
Также в деле имеется предписание Управления Росздравнадзора по Магаданской области от 15 сентября 2011 года, в соответствии с которым МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» предписано в срок до 01 февраля 2012 года устранить нарушения: получить лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по эндоскопии; предоставить сведения о количестве необходимых документов об обучении специалиста один раз в пять лет; предоставить сведения о количестве поданных талонов № 3-2, № 3-1 родового сертификата в ГУ «МРО ФСС РФ» (л.д. 22).
Из письма МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ»№ 95 от 13.02.2012 г. (л.д. 23) и объяснения главного врача МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» Н.Л.М. (л.д. 22) следует, что в Учреждении не имеется лицензий по неврологии, детской хирургии, детской стоматологии, травматологии и ортопедии, отоларингологии, в связи с отсутствием соответствующих специалистов.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, законом отнесено установление наличия события административного правонарушения, а также виновности лица в совершении административного правонарушения.
Ни в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в акте проверки Управления Росздравнадзора по Магаданской области не указано какие работы по оказанию медицинских услуг по детской хирургии, неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии, осуществлялись МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ».
Не имеется в материалах дела и доказательств, свидетельствующих об оказании МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» конкретных работ (услуг), выполняемых при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг по детской хирургии, неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии.
В ходе проверки штатное замещение, должностные инструкции медицинского персонала и иные документальные подтверждения осуществления медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, не исследовались.
Сведений о фактах осуществления медицинской деятельности по оказанию медицинских услуг по детской хирургии, неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии в материалах дела не содержится, при рассмотрении дела судом обстоятельства осуществления медицинской деятельности по оказанию первичной медико-санитарной помощи по неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии, установлены не были.
По правилам статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях суд должен исходить из такого принципа административной ответственности, как презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в статье 1.5КоАП РФ. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В материалах деле не содержится данных о выполненных МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» работах (предоставленных услуг) при осуществлении медицинской деятельности (по оказанию медицинских услуг по детской хирургии, неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии), подлежащих лицензированию.
При этом исходя из смысла ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, выполнение разовых работ юридическим лицом, при том, что эти работы не носят систематического характера или не осуществляются в отношении неопределенного круга лиц, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в связи с чем пояснения представителя МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ», данные суду при рассмотрении дела, об оказании первичной медицинской помощи, в отсутствии доказательств о выполненных МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» работ (предоставленных услуг) при осуществлении медицинской деятельности (по оказанию медицинских услуг по детской хирургии, неврологии, оториноларингологии, стоматологии детской, травматологии и ортопедии, эндоскопии), не могут служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Учитывая данные положения, не может быть признана бесспорно доказанной вина МОГБУЗ «Омсукчанская ЦРБ» в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), то есть в совершении вменяемого правонарушения.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании представленных материалов дела и доводов заявителя, суд пришел к выводу о том, что достаточных доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, не имеется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с изложенным, постановление судьи Омсукчанского районного суда от 02 апреля 2012 года не может быть признано законными и подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление постановление судьи Омсукчанского районного суда от 02 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Омсукчанская центральная районная больница», отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по делу прекратить.
Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда И.А. Адаркин
18 мая 2012 года