приговор без изменения



Судья: Черников С.Н.

Дело № 22–987/2011 г.

Докладчик: Крупинин А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Липецк

28 июня 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Бирюковой Н.К.,

судей Крупинина А.В., Новичкова Ю.С.,

с участием прокурора Марковой Ж.В., адвоката Букова А.Н.

при секретаре Потаповой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Рябинина Н.А. на приговор Липецкого районного суда Липецкой области от 27 апреля 2011 года, которым:

Рябинин Николай Алексеевич, <данные изъяты>, судимости не имеющий,

осужден по 105 ч. 1 УК РФ к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год с установлением ограничений: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, не выезжать за пределы территории Добровского района Липецкой области (за исключением командировок по производственной необходимости) без согласия указанного специализированного органа, а также с возложением обязанности не реже двух раз в месяц являться на регистрацию в вышеуказанный специализированный орган.

Мера пресечения в виде содержания под стражей оставлена без изменения.

Срок отбытия наказания исчислен с 22.01.2011 года.

Определена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Крупинина А.В., адвоката Букова А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Маркову Ж.В., возражавшую против удовлетворения жалобы осужденного и полагавшую приговор оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором суда Рябинин Н.А. признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти потерпевшему М.А.И.

Преступление совершено в период времени с 18:00 до 19:00 часов 21.01.2011 года в <адрес> Липецкой области при изложенных в приговоре обстоятельствах.

В кассационной жалобе осужденный Рябинин Н.А. просит проверить обоснованность вынесенного в отношении него приговора. Указывает, что умысел на убийство у него отсутствовал, поскольку именно М.А.И. первым нанес ему удары ножом и топором, в том числе в область головы. При этом не согласен с выводами заключения судебно-медицинской экспертизы, поскольку после нанесенных ему ударов до настоящего времени у него иногда наступает помутнение в глазах, и он не может поднять руки выше головы. Считает, что его осудили, основываясь на одной характеристике участкового уполномоченного, а в процессе проведения предварительного следствия были нарушены его права, поскольку ненадлежащим образом оказывалась медицинская помощь и не предоставляли свидание с адвокатом.

В принесенных возражениях государственный обвинитель Гаевский Н.М. просит приговор суда оставить без изменения как законный, обоснованный и справедливый, а в удовлетворении жалобы осужденного – отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным, выводы суда о виновности осужденного Рябинина Н.А. в убийстве потерпевшего М.А.И. основаны на совокупности представленных сторонами доказательств, должный анализ и правильная оценка которым даны в приговоре.

Так, в подтверждение вины осужденного в убийстве М.А.И. суд обоснованно сослался на признательные показания самого осужденного Рябинина, данные им в судебном заседании, а также в ходе проведения предварительного следствия по делу на дополнительном допросе в качестве подозреваемого от 22.01.2011 г. с применением видеосъемки, на допросах в качестве обвиняемого от 24.01.2011 г. и 16.03.2011 г., о том, что 21.01.2011 года на протяжении всего дня он распивали спиртные напитки с Маловым и А.П.В.. В ходе возникшей ссоры М.А.И. каким-то предметом ударил его по голове, и у них завязалась драка, но А.П.В. разнял их. После этого А.П.В. ушел в другую комнату, а у них вновь возникла ссора с М.А.И., который вскочил и ударил его кулаком в лицо, на что он (осужденный) толкнул М.А.И., последний упал лицом вниз около дивана, тогда он взял попавшийся под руку топор и ударил им М.А.И. несколько раз в область головы сзади.

Свои показания осужденный подтвердил в ходе проведения проверки его показаний на месте от 22.01.2011 г., а также продемонстрировал на манекене человека механизм нанесения ударов топором Маланову.

Признательные показания осужденного, положенные в основу приговора суда, об обстоятельствах происшедшего подтверждаются показаниями допрошенного по делу свидетеля-очевидца происшедшего – А.П.В., данными им в ходе проведения предварительного следствия по делу и положенные судом в основу обвинительного приговора, о том, что 21.01.2011 г. после совместного распития спиртных напитков между М.А.И. и Рябининым произошла ссора, в ходе которой М.А.И. схватил топор и обухом топора ударил Рябинина по голове, после чего он их разнял, отобрал топор у М.А.И., и бросил его в маленькую комнату рядом с залом, ссора прекратилась. Через 20 минут, М.А.И. и Рябинин снова стали ругаться, при этом М.А.И. кинулся на Рябинина драться с кулаками, между ними завязалась борьба. В ходе этой борьбы Рябинин повалил М.А.И. на пол, при этом М.А.И. упал лицом вниз, тогда Рябинин схватил топор и, сидя на корточках над М.А.И., ударил его сверху вниз, держа топор двумя руками, острием топора в область шеи не менее двух раз. Рябинин сказал, что сделал это так как М.А.И. его «достал». Через некоторое время о смерти М.А.И. он сообщил сотруднику милиции Д.П.В..

Показания свидетеля А.П.В. являются последовательным, логичными и согласуются с показаниями свидетеля Д.П.В. о том, что 21.01.2011 г. около 19:00 часов к нему домой пришли Рябинин Н. А. и А.П.В., которые были в сильной степени опьянения, и А.П.В. ему сказал, что кто-то зарезал М.А.И., и труп лежит у них в доме. На месте происшествия он увидел труп М.А.И., который лежал на полу, голова наполовину была накрыта каким-то покрывалом, поэтому телесных повреждений он не видел. Под головой трупа была видна кровь.

Положенные в основу приговора суда показания осужденного и свидетеля-очевидца происшедшего А.П.В. о механизме, локализации и способе причинения Рябининым телесных повреждений М.А.И. согласуются с заключениями судебно-медицинских экспертиз № 5 от 02.03.2011 года и № 5/3-2011 от 02.03.2011 года, согласно которым, на трупе М.А.И. обнаружены:

проникающая в полость черепа, прямолинейная горизонтальная рана верхнего отдела левой половины шеи, на границе с затылочной областью, длиной 11 см, с повреждением по ходу раневого канала (глубина которого до 4 см) 1-го шейного позвонка, твердой мозговой оболочки и ствола головного мозга на границе со спинным с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку, которая расценивается как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и повлекшая смерть потерпевшего в первые минуты после ее получения, является рубленой и была причинена в результате однократного воздействия острого орудия, имевшего относительно большую массу и обладавшего остро-рубящими свойствами, возможно от нанесения резкого сильного удара лезвием топора;

две поверхностных горизонтальных прямолинейных раны верхнего отдела левой половины шеи расположенные вблизи нижнего края основной вышеуказанной раны и поверхностная прямолинейная горизонтальная рана мочки левой ушной раковины, которые расцениваются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок не свыше 21 суток и могли образоваться в результате воздействий рубящего орудия, возможно, от нанесения не менее 2 ударов лезвием топора.

Все вышеуказанные раны причинены М.А.И. в короткий промежуток времени в быстрой последовательности в результате не менее 3 ударов топором, в момент их причинения М.А.И., вероятнее всего, находился в горизонтальном положении на животе, на правом боку или близком к ним положениях, а наносивший удары топором при этом был в вертикальном или близком к нему положении.

Смерть М.А.И. наступила в период с 18 до 20 часов 21.01.2011 года.

При судебно-химическом исследовании в крови из трупа М.А.И. обнаружен этиловый спирт в концентрации 4,6 %, что обычно у живых лиц соответствует состоянию тяжелой алкогольной интоксикации.

Возможно, что все телесные повреждения, обнаруженные у М.А.И., могли быть ему причинены в результате не менее 3 ударов лезвием представленной на экспертизу металлической части топора при обстоятельствах, изложенных Рябининым Н.А. в его показаниях при допросе в качестве подозреваемого от 22.01.2011 года, проверке его показаний на месте от 22.01.2011 года, допросе в качестве обвиняемого от 24.01.2011 года.

Виновность осужденного Рябинина в совершении преступления подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 21.01.2011 года, согласно которому зафиксирована обстановка места происшествия и повреждения на трупе М.А.И. Кроме того, на месте происшествия обнаружены и изъяты: рубящая металлическая часть топора и деревянное топорище с пятнами вещества бурого цвета на нем, которое, в которых соответствии с заключением эксперта № 54 от 16.02.2011 года обнаружена кровь человека, которая могла происходить от М.А.И., и не могла происходить от Рябинина Н.А.; два фрагмента следов пальцев рук с бутылки из-под минеральной воды «Липецкая», которые в соответствии с заключением эксперта № 29 от 08.02.2011 года, оставлены средней и основной фалангами среднего пальца правой руки Рябинина Н.А.

Показания осужденного об обстоятельствах произошедшей между ним и потерпевшим М.А.И. ссоры и драки согласуются с заключением судебно-медицинской экспертизы № 16 от 24.01.2011 года, согласно которому обнаруженная у Рябинина ссадина на лбу оценивается как повреждение, не причинившее вреда здоровью, и образовалась в результате действия тупого твердого предмета примерно за сутки до проведения экспертизы, возможно, при обстоятельствах указанным Рябининым.

Также виновность осужденного Рябинина подтверждается и иными доказательствами, подробно изложенными в приговоре, в том числе протоколом явки с повинной Рябинина Н.А. от 21.01. 2011 года, протоколом осмотра трупа М.А.И. от 22.01.2011 года, рапортом оперативного дежурного ОВД по <адрес> Г.В.Н. от 21.01.2011 года, показаниями свидетеля К.В,Ф,, потерпевшей П.Н.А. и др.

Положенные в основу приговора суда доказательства, в том числе показания осужденного, потерпевшей и свидетелей, протоколы следственных действий, заключения проведенных по делу экспертиз - являются относимыми и допустимыми, их совокупность является достаточной для установления вины Рябинина в совершении преступления.

Доводы осужденного о том, что его осудили, основываясь на одной характеристике участкового уполномоченного, являются несостоятельными и опровергаются совокупностью вышеизложенных доказательств.

Заключения проведенных по делу экспертиз, в том числе заключение судебно-медицинской экспертизы № 16 от 24.01.2011 года, с которым выражает несогласие в своей кассационной жалобе осужденный, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, проведены компетентными экспертами со значительным стажем работы, основаны на совокупности всех представленных материалов дела, в них даны ответы на все поставленные вопросы, в связи с чем оснований сомневаться в достоверности полученных выводов у коллегии не имеется.

Доводы осужденного о том, что в ходе предварительного следствия ему ненадлежащим образом оказывалась медицинская помощь и не предоставляли свидание с адвокатом – являются голословными, объективными обстоятельствами не подтверждены, при этом опровергаются протоколами допросов осужденного, из которых следует, что каких-либо заявлений или жалоб на непредставление свиданий с адвокатом или плохое самочувствие от осужденного не поступало. Кроме того, данные обстоятельства какого-либо отношения к доказанности виновности осужденного Рябинина в совершении убийства не имеют.

Коллегия полагает, что на основе всей совокупности исследованных в судебном заседании относимых и допустимых доказательств, должный анализ которым дан в приговоре, суд правильно установил фактические обстоятельства дела.

С учетом всех обстоятельств дела, мотива и способа совершения преступления, количества, характера и локализации телесных повреждений, причиненных потерпевшему, принимая во внимание умышленное нанесение потерпевшему на почве личных неприязненных отношений не менее трех ударов рубящей частью топора в область шеи, то есть в жизненно важный орган человека, с причинением раны верхнего отдела левой половины шеи на границе с затылочной областью длиной с повреждением 1-го шейного позвонка, повлекшей смерть потерпевшего, наступившую в первые минуты после ее получения, учитывая также предшествующее преступлению и последующее поведение осужденного – коллегия считает, что суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Рябинина в убийстве М.А.И. и правильно квалифицировал его действия по ст. 105 ч. 1 УК РФ.

При этом, вопреки доводам осужденного, тот факт, что преступление было совершено Рябининым в ходе драки с М.А.И., который сам спровоцировал ее и первым нанес Рябинину телесные повреждения - в полной мере учитывался судом при вынесении решения по делу.

Вместе с тем, как правильно указал в приговоре суд, посягательство М.А.И. не было сопряжено с насилием, опасным для жизни Рябинина, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, полученные Рябининым телесные повреждения в виде ссадин на лбу расцениваются как повреждения, не причинившее вреда здоровью, при этом удары топором Рябинин нанес М.А.И., когда последний находился лежа на полу лицом вниз и сопротивления ему не оказывал, в связи с чем данные обстоятельства сами по себе свидетельствовать об отсутствии у осужденного умысла на убийство не могут. При этом противоправное поведение потерпевшего мотивированно учтено судом в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Наказание осужденному Рябинину назначено судом в соответствии с правилами ст. 62 ч. 1 УК РФ, характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного, наличия смягчающих обстоятельств: явки с повинной, полного признания вины и раскаяния в содеянном, способствование раскрытию преступления, противоправного поведения потерпевшего, отсутствия отягчающих обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Оснований применения к осужденному положений ст.ст.64, 73 УК РФ судом первой инстанции не установлено. Не усматривает их и коллегия.

Рябинину судом назначено справедливое наказание, которое соответствует целям, предусмотренных ч. 2 ст. 43 УК РФ, и изменению не подлежит.

Необходимость назначения осужденному Рябинину дополнительного наказания в виде ограничения свободы мотивирована в суде.

Дополнительное наказание коллегия также считает справедливым.

Вид исправительного учреждения правильно определен судом в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ.

Нарушений УК РФ и УПК РФ, влекущих отмену или изменение приговора, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Липецкого районного суда Липецкой области от 27 апреля 2011 года в отношении Рябинина Николая Алексеевича оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Рябинина Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200