22-2012/2011 пост. об ост. без измен. пост.м/с о возвр. уг.дела прокурору ост. без измен.



Мировой судья: Жихорева Е. А. Дело № 22-2012/2011г.

Судья: Дятчина С.В.

Докладчик: Клепикова М.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Липецк 27 сентября 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Кариковой Н.А..

судей Клепиковой М.В., Летниковой Е.П.,

с участием прокурора Ковалишиной Е.Н.,

обвиняемого Г., его адвоката Александровского Ю.А.,
потерпевшего С.,

при секретаре Кравченко Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению государственного обвинителя - старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Липецка Минаева И.С. на постановление Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 августа 2011 года, которым

оставлено без изменения постановление мирового судьи Октябрьского судебного участка № 4 г. Липецка от 22.06.2011 года о возвращении прокурору уголовного дела по обвинению Г. в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ.

Заслушав доклад судьи Клепиковой М.В., выслушав мнение прокурора Ковалишиной Е.Н., поддержавшей кассационное представление, потерпевшего С., просившего отменить постановление суда, обвиняемого Г. и адвоката Александровского Ю.А., возражавших против кассационного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В кассационном представлении государственный обвинитель Минаев И.С. просит постановление суда отменить, направить уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд апелляционной инстанции в ином составе. Считает, что в обвинительном заключении по уголовному делу по обвинению Г. следователем были в полном объеме отражены все обстоятельства, которые в соответствии с п.3 ст.9 УПК РФ принцип уважения чести и достоинства личности в ходе уголовного судопроизводства, запрещающий в ходе уголовного судопроизводства осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, так как приведет к оглашению в судебном заседании сначала государственным обвинителем при изложении предъявленному подсудимому обвинения, а затем и судом в итоговом решении по делу от имени государства слов, оскорбляющих потерпевшего, унижающих его честь и достоинство.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит постановление суда апелляционной инстанции законным, обоснованным и мотивированным.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.220 УПК РФ, в обвинительном заключении следователь указывает существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы и цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.

Согласно п. 1 ч. 1 ст.237 УПК РФ, судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительный акт составлен с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного акта.

В соответствии с конституционно-правовым смыслом ст. 237 УПК РФ, сформулированным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2003 года № 18-П, возвращение дела прокурору в случае нарушений требований УПК РФ при составлении обвинительного акта может иметь место по инициативе сторон или суда, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при подтверждении сделанного в судебном заседании заявления обвиняемого или потерпевшего, а также их представителей, о допущенных на досудебных стадиях нарушениях, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства, если возвращение дела прокурору не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия. При этом основанием для возвращения дела прокурору являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, то есть такие, которые не могут быть устранены в судебном заседании и в силу которых исключается возможность постановления судом приговора или иного решения, отвечающего требованиям справедливости.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 года № 1 «О применении судами норм УПК РФ», под допущенными при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать такие нарушения изложенных в статьях 220, 225 УПК РФ положений, которые исключают возможность принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения или акта.

Как следует из представленных материалов, Г. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ, то есть в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. При этом, по смыслу закона, неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Из текста обвинительного заключения следует, что Г., осознавая, что С. является сотрудником милиции, то есть представителем власти, находится в форменной одежде сотрудника милиции при исполнении своих должностных обязанностей, имея умысел на публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей, осознавая общественную опасность, публичный и неприличный характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения установленного порядка управления, в неприличной устной форме, унижающей честь и достоинство представителя власти, порочащей репутацию, публично, в присутствии сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УВД по Липецкой области, а также своих матери и брата, оскорбил сотрудника милиции С., находящегося при исполнении своих должностных обязанностей. Вместе с тем в тексте обвинительного заключения не указано, каким образом Г. оскорбил сотрудника милиции С., не указан смысл и значение высказанных им слов, что препятствует суду первой инстанции дать оценку действиям Г..

При указанных обстоятельствах, мировой судья обоснованно пришел к выводу о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, а суд апелляционной инстанции – к оставлению данного постановления мирового судьи без изменения.

Вопреки доводам кассационного представления выводы суда, как первой, так и апелляционной инстанции, о том, что в обвинительном заключении по уголовному делу в отношении Г. не отражено каким образом Г. оскорбил сотрудника милиции С., являются обоснованным и подтверждаются материалами дела.

Судебная коллегия признает несостоятельным довод кассационного представления о том, что в случае указания в обвинительном заключении смысла и значения высказанных Г. в адрес С. слов, будет нарушаться закрепленный в ст.9 УПК РФ принцип уважения чести и достоинства личности, поскольку данные слова, а также их смысл и значение, относятся в данном случае к обстоятельствам, подлежащим доказыванию в ходе рассмотрения дела по существу, и их указание в обвинительном заключении не свидетельствует об унижении чести и достоинства потерпевшего.

Допущенные нарушения при составлении обвинительного заключения, мировой судья правильно расценил как существенные и неустранимые в ходе судебного заседания, и пришёл к обоснованному выводу о невозможности постановления приговора или вынесения иного решения на основе указанного заключения.

Приведенное мировым судьей в судебном решении обоснование необходимости возвращения дела прокурору соответствует содержащимся в материалах дела данным и требованиям УПК РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции законно и обоснованно оставил без изменения постановление мирового судьи о возвращении уголовного дела по обвинению Г. прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Нарушений норм действующего законодательства при вынесении обжалуемого постановления судом апелляционной инстанции не допущено.

Оснований для отмены судебного решения не имеется, не приведены таковые и в кассационном представлении.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

постановление Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 августа 2011 года об оставлении без изменения постановления мирового судьи Октябрьского судебного участка № 4 г. Липецка от 22.06.2011 года о возвращении прокурору уголовного дела по обвинению Г. для устранения препятствий его рассмотрения судом, оставить без изменения, а кассационное представление государственного обвинителя Минаева И.С. - без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись) Н.А. Карикова

Судьи: (подписи) М.В. Клепикова

Е.П. Летникова

Копия верна:

Докладчик-судья: М.В. Клепикова