ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дудников С.А. Дело № 33-979/2012г.
Докладчик Нагайцева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Михалёвой О.В., Фроловой Е.М.,
при секретаре Трубицыной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе на заочное решение Грязинского городского суда Липецкой области от 20 февраля 2012 года, которым постановлено:
Признать за Гатилиной Людмилой Валериановной право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья граждан в льготном исчислении с учетом периода работы с 19 июня 1989 г. по настоящее время.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе назначить Гатилиной Людмиле Валериановне досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья граждан со дня обращения с 08 ноября 211 года.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Гатилина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, указывая, что имеет специальный стаж 30 лет, однако ответчик в назначении пенсии отказал, не включив в специальный стаж период работы с 2 сентября 1998 года по день обращения за пенсией в должности <данные изъяты>. Кроме того, период работы в той же должности с 19 июня 1989года по 1 сентября 1998года ответчик включил в специальный стаж в календарном исчислении. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истица просила включить в специальный стаж указанные периоды в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления.
Представитель ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области исковые требования не признал, полагая, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии Гатилиной Л.В. соответствует действующему законодательству и сведениям индивидуального персонифицированного учета.
Суд постановил решение, удовлетворив требования истца.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-УПФР в Грязинском районе просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителя ответчика ГУ - УПФР в Грязинском районе Балмочных С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истицу Гатилину Л.В., считающую решение суда законным, выслушав показания свидетелей, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев, правом на льготное исчисление стажа работы обладают врачи - судебно-медицинские эксперты и средний медицинский персонал, проводящие судебно - медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала, работающие в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно - медицинской экспертизы.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления N 25 от 20.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Как установлено судом и усматривается из трудовой книжки истицы, Гатилина Л.В. с 19 июня 1989 года принята на работу <данные изъяты> Грязинского отделения СМЭ в Липецкое бюро судебно-медицинской экспертизы, переименованное в ГУЗ «Липецкое областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Управления здравоохранения Липецкой области, где работает по настоящее время (л.д. 13).
08 ноября 2011 года Гатилина Л.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Грязинском районе от 15 ноября 2011 года № 731 Гатилиной Л.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения со ссылкой на то, что специальный стаж истицы составляет 9 лет 02 месяца 13 дней. В специальный стаж не включен период работы с 2 сентября 1998 года по день обращения за пенсией, поскольку должность <данные изъяты> не поименована в Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Специальный стаж истицы в период с 19 июня 1989 года по 1 сентября 1998 года исчислен в календарном порядке со ссылкой на то, что из должностной инструкции истца и подаваемых работодателем сведений индивидуального персонифицированного учета за данный период не следует, что она выполняла работу, предусмотренную Перечнем.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу, что на дату обращения за назначением пенсии у истицы имелся необходимый 30-летний стаж медицинской деятельности.
Из штатных расписаний, тарификационных списков Липецкого областного бюро судебно-медицинской экспертизы следует, что весь период трудовой деятельности Гатилина Л.В. работала в должности <данные изъяты> в Грязинском межрайонном судебно-медицинском отделении, ей производилась компенсационная выплата в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 25% оклада.
Указанная должность относится к должностям среднего медицинского персонала в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 июля 2011года и ранее действовавшим приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 года № 377.
Согласно справке ГУЗ «Липецкое областное бюро СМЭ» (л.д.23), весь указанный период Гатилина Л.В. на полную ставку, полный рабочий день выполняла работу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, занималась обработкой трупного материала.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником Липецкого областного бюро СМЭ 05 января 2004 года (л.д.38-39) <данные изъяты> межрайонного судебно-медицинского отделения, кроме обязанностей по оформлению документации, обязан оказывать помощь врачу <данные изъяты>
Аналогичные обязанности закреплены в должностной инструкции лаборанта (<данные изъяты>) районного (межрайонного) отделения зонального отдела ГУЗ «Липецкое областное БСМЭ» от 01 февраля 2010 года.
В судебном заседании свидетель <данные изъяты> Э.В. – заведующая зональным отделом районных и межрайонных отделений ГУЗ «ЛОБСМЭ» объяснила, что в нескольких межрайонных отделениях СМЭ, расположенных в одном помещении с моргами, в число которых входит и Грязинское отделение, <данные изъяты> и лаборанты выполняют одни и те же обязанности, поэтому в 2010 году для них разработана одна должностная инструкция. Разница между ними состоит в том, что на должность лаборанта принимаются лица с медицинским образованием, по должности <данные изъяты> таких требований не предъявляется. Поскольку у Гатилиной Л.В. нет медицинского образования, она оформлена в должности <данные изъяты>, фактически выполняя на протяжении всей трудовой деятельности обязанности лаборанта, в том числе и обработку трупного материала.
Из показаний свидетеля <данные изъяты> С.И. –заведующего Грязинским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы, работающего в этой должности с 1987 года, следует, что по штату в отделении имеется несколько судебно-медицинских экспертов, за каждым из которых закреплен один сотрудник из числа среднего медицинского персонала: либо лаборант, либо <данные изъяты>, которые выполняют одни и те же обязанности: <данные изъяты>. Наименование должности зависит от наличия медицинского образования.
Свидетель <данные изъяты> Г.В.- начальник отдела кадров ГУЗ «ЛОБСМЭ» подтвердила, что в Грязинском межрайонном отделении СМЭ <данные изъяты> и лаборант выполняют одну и ту же работу, у них одна должностная инструкция. Гатилина Л.В. на протяжении всего периода работы выполняет обязанности лаборанта, присутствует на вскрытиях, осуществляет обработку <данные изъяты> материала. Сведения в Пенсионный фонд о льготных условиях труда истицы не подаются.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что выполняемая истицей трудовая функция тождественна трудовой функции лаборанта бюро судебно-медицинской экспертизы, предусмотренной Списком.
Специальный стаж истицы подлежит исчислению в льготном порядке: 1 год работы за один год и шесть месяцев, поскольку из представленных доказательств следует, что весь период трудовой деятельности с 19 июня 1989 года по 07 ноября 2011года Гатилина Л.В., работая в должности среднего медицинского персонала межрайонного отделения бюро судебно-медицинской экспертизы, занималась обработкой <данные изъяты> материала, то есть работала в должности и учреждении, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Поскольку специальный стаж истицы на дату обращения за назначением пенсии составлял 32 года 06 месяцев 27 дней, вывод суда о наличии у Гатилиной Л.В. права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании ответчика назначить ей пенсию с 8 ноября 2011года является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы, что льготное исчисление стажа невозможно в связи с отсутствием данных об особом характере труда истицы в сведениях индивидуального персонифицированного учета не может служить основанием к отмене решения, поскольку, как правильно указал суд, реализация трудовых и пенсионных прав работника не может быть поставлена в зависимость от надлежащего исполнения работодателем обязанности по предоставлению достоверных сведений в Пенсионный фонд РФ.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене решения суда не имеется.
В связи с тем, что в резолютивной части решения суд точно не указал период, подлежащий зачету в специальный стаж истца, а в дате назначения пенсии допустил описку, судебная коллегия полагает возможным, не изменяя решения, резолютивную часть изложить в иной редакции.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Грязинского городского суда Липецкой области от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области – без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в иной редакции:
Признать за Гатилиной Людмилой Валериановной право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включив в специальный стаж период работы с 19 июня 1989 года по 7 ноября 2011года в льготном исчислении: 1 год за 1 год 6 месяцев.
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области назначить Гатилиной Людмиле Валериановне трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 8 ноября 2011 года.
Председательствующий:
Судьи: