О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Малык В.Н. и Поддымова А.В.
при секретаре Бахолдиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Зеля И.А. на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 18 апреля 2012 года, которым постановлено:
отказать Зеля И.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Липецкой области от 1 марта 2011 года об аннулировании вида на жительство, об отмене данного решения и признании незаконным бездействия УФМС России по Липецкой области, выразившееся в не рассмотрении заявлений от 20 апреля 2008 года и 20 апреля 2009 года о приеме в гражданство Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зеля И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы Липецкой области от 1 марта 2011 г. об аннулировании выданного ему вида на жительство лица без гражданства, отмене указанного решения и признании незаконным бездействия УФМС России по Липецкой области по не рассмотрению его заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации от 20 апреля 2008 г. и от 20 апреля 2009 г., указывая, что он в 1998 году в несовершеннолетнем возрасте со своими родителями переехал из Республики Армения в г. Липецк на постоянное место жительства. С этого времени он проживает в Российской Федерации. 20 апреля 2008 г. и 20 апреля 2009 г. от Зеля И.А. были приняты документы на приобретение гражданства Российской Федерации, однако до настоящего времени его заявления не рассмотрены. 16 января 2010 г. ему был выдан вид на жительство лица без гражданства, который впоследствии был аннулирован.
В судебном заседании представитель Зеля И.А. адвокат Ульяновский К.И. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель УФМС России по Липецкой области Шагаева О.Н. полагала заявление Зеля И.А. необоснованным.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
Зеля И.А. обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав Зеля И.А. и его представителя адвоката Ульяновского К.И., представителя УФМС России по Липецкой области Сысоеву Е.В., обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащегося, если считают, что нарушены их права и свободы.
Частью 1 статьи 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии со ст.10 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» от 16 ноября 1995 г. №С-061-I-ЗР-16 (с изменениями и дополнениями) гражданами Республики Армения признаются граждане бывшей Арм. ССР, постоянно проживающие в Республике Армения, которые до вступления в силу Конституции Республики Армения (принята 5 июля 1995 г.) не приобрели гражданства другого государства или отказались от него в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно ст.16 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» ребенок в возрасте до 14 лет родителей, приобретших гражданство Республики Армения, приобретает гражданство Республики Армения.
В силу ст.35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.
Согласно ст.36 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.
Согласно ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Согласно ст.10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Судом установлено, что Зеля И.А. является гражданином Республики Армения, поскольку он, будучи гражданином бывшей Арм. ССР, постоянно проживал в Республике Армения и до вступления в силу Конституции Республики Армения не приобрел гражданства другого государства и не отказался от него в течение года со дня вступления в силу Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения». Кроме того, когда его родители приобрели гражданство Республики Армения (паспортами граждан Республики Армения документированы в 1997 г.), его возраст был до 14 лет.
Факт того, что Зеля И.А. является гражданином Республики Армения, подтверждается справкой консульского отдела посольства Республики Армения в Российской Федерации от 17 июня 2005 г..
20 апреля 2008 г. и 20 апреля 2009 г. от Зеля И.А. были приняты документы на приобретение гражданства РФ.
16 июля 2009 г. Зеля И.А. обратился в УФМС России по Липецкой области с заявлением о выдаче вида на жительство лица без гражданства, приложив к нему справку консульского отдела посольства Республики Армения в Российской Федерации от 2 октября 2007 г., согласно которой он гражданином Республики Армения не является.
16 января 2010 г. заявитель документирован видом на жительство лица без гражданства сроком до 16 января 2015 г..
Из ответа консульского отдела посольства Республики Армения в Российской Федерации от 11 февраля 2011 г. следует, что справка от 2 октября 2007 г. на имя Зеля И.А. не выдавалась.
Решением УФМС России по Липецкой области от 1 марта 2011 г. на основании подп. 4 п.1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» аннулирован вид на жительство лица без гражданства Зеля И.А..
Суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным указанного решения УФМС России по Липецкой области, поскольку гражданину Республики Армения Зеля И.А. был выдан вид на жительство не иностранного гражданина, а лица без гражданства, каковым он не является. Иностранному гражданину Зеля И.А. без законных оснований был выдан вид на жительство лица без гражданства.
Суд первой инстанции правомерно пришел выводу, что поскольку справка от 2 октября 2007 г. консульским отделом посольства Республики Армения в Российской Федерации не выдавалась, то Зеля И.А. представил в УФМС России по Липецкой области при оформлении вида на жительства лица без гражданства подложный документ, повлекший выдачу ему не вида на жительства иностранного гражданина, а лица без гражданства, что является основанием для аннулирования данного документа.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия УФМС России по Липецкой области по не рассмотрению его заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Обращение 16 июля 2009 г. в УФМС России по Липецкой области с заявлением о выдаче вида на жительство лица без гражданства свидетельствует о том, Зеля И.А. изъявил свое волеизъявление, самостоятельно распорядившись своими правами, решив вместо рассмотрения заявлений о гражданстве оформить вид на жительство. Удовлетворение одного заявления исключает возможность удовлетворения другого. Получив вид на жительство лица без гражданства, Зеля И.А. знал, что его заявления о приобретении гражданства не могут быть рассмотрены.
Довод жалобы о том, что проверка достоверности предоставленных документов производится только в течение шести месяцев с момента поступления заявления о выдаче вида на жительство, не основан на законе, поскольку законом УФМС России по Липецкой области предоставлено право аннулирования вида на жительства, что осуществляется после его выдачи. Кроме того, процедура аннулирования вида на жительства урегулирована п.п.87-93 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008г. N41 (далее - Административный регламент).
Довод Зеля И.А. о нарушении процедуры аннулирования, выразившиеся в том, что он не был уведомлен об аннулировании вида на жительство, не влияют на законность решения УФМС России по Липецкой области, поскольку затрагивают только права заявителя на обжалование данного решения. Вместе с тем указанное право было реализовано заявителем подачей заявления о признании незаконным решения УФМС России по Липецкой области от 1 марта 2011 г., на основании которого было возбуждено настоящее гражданское дело.
Доводы жалобы о том, что справки консульского отдела посольства иностранного государства нет в перечне документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче вида на жительства лица без гражданства, не могут служить основанием для признания решения УФМС России по Липецкой области незаконным, поскольку Зеля И.А., являясь иностранным гражданином, неправомерно получил указанный документ. Кроме того, в соответствии с п.38 Административного регламента он как иностранный гражданин должен был одновременно с заявлением представить документы, удостоверяющие личность и гражданство. К документам, удостоверяющими личность и гражданство иностранного гражданина, относятся паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом иди признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
То, что Зеля И.А. родился в 1988 году в Арм. ССР на территории СССР, не свидетельствует о том, что он лицо без гражданства, поскольку в соответствии с Законом Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» он признается гражданином Республики Армения.
Доводы жалобы о том, что Зеля И.А. не знал о подложности указанной справки, правового значения по делу не имеет, поскольку сам факт документирования на основании подложных сведений иностранного гражданина видом на жительство лица без гражданства является основанием для аннулирования данного документа.
То, что в справке консульского отдела посольства Республики Армения в Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. указано, что Зеля И.А. нет в базе автоматизированной паспортной системы Паспортно-Визового Управления Полиции Республики Армения свидетельствует только о том, что паспорт гражданина Республики Армения ему не выдавался.
Другие доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм права, и основаниями к отмене судебного решения не являются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 18 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зеля И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
судья
секретарь