о признании незаконным решения УФСИН России по Липецкой области, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий




ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД



Судья Москалева И.В. Дело №33-1746/2012 г.

Докладчик Нагайцева Л.А.



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


07 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Киселева А.П.,

судей Нагайцевой Л.А., Давыдовой Н.А.,

при секретаре Чернавцевой Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика УФСИН России по Липецкой области на решение Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области об отказе во включении Ливкова С.А., как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» в 2012г.
Обязать УФСИН России по Липецкой области включить Ливкова С.А. с составом семьи 4 человека в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы.
Признать за Ливковым С.А. право на получение государственного жилищного сертификата, обязав Федеральную службу исполнения наказаний России предоставить Ливкову С.А. жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году.

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия


установила:


Истец Ливков С.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (УФСИН России по Липецкой области) о признании незаконным решения УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список сотрудников УФСИН по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения государственного жилищного сертификата, понуждении ФСИН России предоставить государственный жилищный сертификат в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году. Истец ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе, денежное довольствие получает за счет средств федерального бюджета. Жильем он и члены его семьи не обеспечены. 07 сентября 2011 года он обратился в УФСИН России по Липецкой области с рапортом о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет и включении в состав участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. Ответчик отказал в удовлетворении заявления. Считает отказ незаконным, поскольку подпадает под категорию лиц, подлежащих обеспечению жильем посредством предоставления государственного жилищного сертификата.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истец не может претендовать на получение государственного жилищного сертификата, так как не соответствует всем требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Ливков С.А. ранее на жилищном учете в УФСИН России по Липецкой области не состоял, а в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ после 01 марта 2005 года УФСИН России по Липецкой области утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет. Поскольку истец не предоставил решение органа местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оснований для включения его в список кандидатов на участие в подпрограмме нет.
Представитель ФКУ «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России», привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, которым исковые требования Ливкова С.А. удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по Липецкой области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав объяснения представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Липецкой области Кириной О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой пощади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.2 Определения от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).

Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.

Приказом ФСИН России N 287 от 4.06.2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом ФСИН от 16 мая 2012года №267), согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8).

По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13).

Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.

Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.

По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС и организуется работа по составлению сводного списка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, подполковник внутренней службы Ливков С.А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу в должности <данные изъяты> ФКОУ ДПО «Межрегиональный учебный центр УФСИН России по Липецкой области». Указанная должность финансируется за счет средств федерального бюджета.

Общая продолжительность военной службы и службы в органах уголовно-исполнительной системы Ливкова С.А. по состоянию на 01 апреля 2012 года составила <данные изъяты>

По данным ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Липецкой области, у Ливкова С.А. и членов его семьи в собственности жилья не имеется (л.д.60-67).

До 1 марта 2005 года истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.

07 сентября 2011 года истец обратился в УФСИН России по Липецкой области с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на очередь с целью включения в состав участников подпрограммы на получение выплаты по ГЖС в 2012 году (л.д.4).
30 сентября 2011 года истцу направлен ответ, что оснований для включения его в список кандидатов на участие в подпрограмме не имеется (л.д.5).
С аналогичным рапортом Ливков С.А. обратился в УФСИН России по Липецкой области 01 декабря 2011 года (л.д. 13).

Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано во включении в список кандидатов на участие в Подпрограмме со ссылкой на то, что до 01 марта 2005 года он не состоял на учете в УФСИН, а после введения в действие Жилищного кодекса РФ УФСИН утратило право принятия сотрудников на жилищный учет (л.д.19-22).

Поскольку основанием для обращения Ливкова С.А. о постановке на учет послужило намерение истца участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим органом, в который должен обратиться истец, является орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба, то есть Федеральная служба исполнения наказаний. При этом обязательного предварительного приема на учет нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления законом и правовыми актами не предусмотрено. Доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части судебная коллегия признает несостоятельными.

Вместе с тем, суд ошибочно признал незаконным решение ЖБК УФСИН России по Липецкой области об отказе Ливкову С.А. во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признал за истцом право на получение государственного жилищного сертификата, обязав ФСИН предоставить Ливкову С.А. ГЖС в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году.

Указанный вывод сделан судом без учета того, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Из объяснений представителя ответчика, представленных документов следует, что Ливков С.А. не подавал рапорта об увольнении со службы, не подлежит увольнению по достижении предельного возраста, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Из послужного списка истца следует, что решением начальника УФСИН по Липецкой области от 28 февраля 2009 года срок службы Ливкова С.А. продлен на пять лет, до 1 ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, в настоящее время истец не относится к категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем посредством участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011-2012 годах, а потому обоснованно не принят на учет и не включен в списки участников подпрограммы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым в интересах законности выйти за пределы доводов апелляционной жалобы, отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права, и постановить по делу новое решение об отказе Ливкову С.А. в иске.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2012 года отменить и постановить по делу новое решение, которым Ливкову С.А. отказать в иске к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области(УФСИН России по Липецкой области), ФКУ «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России» о признании незаконным решения УФСИН России по Липецкой области от 30 сентября 2011года, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список сотрудников УФСИН по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году, предоставлении государственного жилищного сертификата в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011 году.


Председательствующий: (подписи)

Судьи: (подписи)



Копия верна:

Судья:



Секретарь:






-32300: transport error - HTTP status code was not 200