Судья Москалева И.В. Дело №33-1746/2012 г.
Докладчик Нагайцева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.,
судей Нагайцевой Л.А., Давыдовой Н.А.,
при секретаре Чернавцевой Ю.П.,
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Истец Ливков С.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (УФСИН России по Липецкой области) о признании незаконным решения УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список сотрудников УФСИН по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения государственного жилищного сертификата, понуждении ФСИН России предоставить государственный жилищный сертификат в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году. Истец ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе, денежное довольствие получает за счет средств федерального бюджета. Жильем он и члены его семьи не обеспечены. 07 сентября 2011 года он обратился в УФСИН России по Липецкой области с рапортом о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет и включении в состав участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. Ответчик отказал в удовлетворении заявления. Считает отказ незаконным, поскольку подпадает под категорию лиц, подлежащих обеспечению жильем посредством предоставления государственного жилищного сертификата.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой пощади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.2 Определения от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Приказом ФСИН России N 287 от 4.06.2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом ФСИН от 16 мая 2012года №267), согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС и организуется работа по составлению сводного списка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, подполковник внутренней службы Ливков С.А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу в должности <данные изъяты> ФКОУ ДПО «Межрегиональный учебный центр УФСИН России по Липецкой области». Указанная должность финансируется за счет средств федерального бюджета.
Общая продолжительность военной службы и службы в органах уголовно-исполнительной системы Ливкова С.А. по состоянию на 01 апреля 2012 года составила <данные изъяты>
По данным ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и Управления Росреестра по Липецкой области, у Ливкова С.А. и членов его семьи в собственности жилья не имеется (л.д.60-67).
До 1 марта 2005 года истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Липецкой области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано во включении в список кандидатов на участие в Подпрограмме со ссылкой на то, что до 01 марта 2005 года он не состоял на учете в УФСИН, а после введения в действие Жилищного кодекса РФ УФСИН утратило право принятия сотрудников на жилищный учет (л.д.19-22).
Поскольку основанием для обращения Ливкова С.А. о постановке на учет послужило намерение истца участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим органом, в который должен обратиться истец, является орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба, то есть Федеральная служба исполнения наказаний. При этом обязательного предварительного приема на учет нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления законом и правовыми актами не предусмотрено. Доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части судебная коллегия признает несостоятельными.
Вместе с тем, суд ошибочно признал незаконным решение ЖБК УФСИН России по Липецкой области об отказе Ливкову С.А. во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признал за истцом право на получение государственного жилищного сертификата, обязав ФСИН предоставить Ливкову С.А. ГЖС в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2012 году.
Указанный вывод сделан судом без учета того, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из объяснений представителя ответчика, представленных документов следует, что Ливков С.А. не подавал рапорта об увольнении со службы, не подлежит увольнению по достижении предельного возраста, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Из послужного списка истца следует, что решением начальника УФСИН по Липецкой области от 28 февраля 2009 года срок службы Ливкова С.А. продлен на пять лет, до 1 ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым в интересах законности выйти за пределы доводов апелляционной жалобы, отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права, и постановить по делу новое решение об отказе Ливкову С.А. в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2012 года отменить и постановить по делу новое решение, которым Ливкову С.А. отказать в иске к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области(УФСИН России по Липецкой области), ФКУ «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России» о признании незаконным решения УФСИН России по Липецкой области от 30 сентября 2011года, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список сотрудников УФСИН по Липецкой области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011году, предоставлении государственного жилищного сертификата в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2011 году.
Председательствующий: (подписи)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь: