о взыскании недополученной части пенсии, индексации суммы пенсии




ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


Судья Дорыданова И.В. Дело №33-1926/2012 г.

Докладчик Нагайцева Л.А.


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


15 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Уколовой О.В.,

судей Нагайцевой Л.А., Жуковой Н.Н.,

при секретаре Канине А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Военного комиссариата Липецкой области на решение Правобережного районного суда города Липецка от 04 июня 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Алтуховой А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ года недополученную пенсию в размере <данные изъяты> копеек, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
Обязать Военный комиссариат Липецкой области выплачивать Алтуховой А.А. пенсию по случаю потери кормильца, начиная с 01 мая 2012 года, с повышением на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А. судебная коллегия


установила:


Алтухова А.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о перерасчете пенсии и взыскании ее недополученной части, судебных расходов, указывая, что с 01 мая 1995 года по настоящее время получает в Военном комиссариате Липецкой области пенсию по случаю потери кормильца в связи с гибелью ее отца Алтухова А.Ф. при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком нарушены ее пенсионные права, так как начисление пенсии производится без повышения на 32 % расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Уточнив требования, истица просила взыскать с Военного комиссариата Липецкой области недополученную сумму пенсии с учетом «осовременивания» в соответствии с индексами роста потребительских цен в Липецкой области в сумме <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии, предусмотренного законодательством.

Представитель ответчика – Военного комиссариата Липецкой области по доверенности Шарова Р.М. иск не признала, ссылаясь на то, что повышение пенсии, установленное пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993года №4468-1 носит личностный характер, применяется к ветеранам боевых действий и не распространяется на членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Липецкой области просит отменить решение суда, как постановленное с нарушениями норм материального права.

Выслушав объяснения представителя ответчика С.Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Стариковой А.В., возражавшей против жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда правильным.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Алтухова А.А., ДД.ММ.ГГГГ, с 01 мая 1995 года по настоящее время является получателем пенсии по случаю потери кормильца в Военном комиссариате Липецкой области. Отец истицы Алтухов А.Ф. проходил военную службу по контракту и погиб ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением обязанностей военной службы в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской республики.

На момент назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 68-ФЗ пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года изложен в иной редакции. Повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрено участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Федеральным законом от 03.12.2007 г. N 319-ФЗ в вышеуказанную норму внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Из приведенных правовых норм следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ, к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (Приложение к Федеральному закону «О ветеранах»), к периодам ведения боевых действий отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зонам вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Указанные изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» вступили в действие с 1 января 2004 года.
Следовательно, военнослужащий Алтухов А.Ф. признан ветераном боевых действий с 1 января 2004 года, поэтому истец Алтухова А.А. имеет право на соответствующее повышение пенсии с этого времени.

Доводы апелляционной жалобы, что повышение пенсии, установленное п. "г" статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 носит личный характер и его распространение на членов семьи умершего действующим законодательством не предусмотрено, основаны на неправильном толковании закона, так как статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий" указанного закона, где содержатся общие для всех видов пенсий положения.

Поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, дающей право на повышение пенсии, соответственно пенсия по случаю потери кормильца, получаемая членами семьи погибших ветеранов боевых действий, должна повышаться в соответствии с действующим законодательством.

Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.

Судебная коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что приведенный судом расчет недополученной истцом пенсии приводит к двойной индексации сумм за один и тот же период.

В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

С учетом приведенных положений закона, в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2007 года доплата к пенсии истицы должна была составлять 100% минимального размера пенсии по старости, размер которой в этот период несколько раз изменялся постановлениями Правительства Российской Федерации в связи с ростом стоимости жизни с 246,28 руб. до 336,05 руб. В целях "осовременивания" взыскиваемой в пользу истицы надбавки к пенсии суд при расчете исходил из минимального размера пенсии, установленного на 31 декабря 2007 года в сумме 336,05 руб. После исчисления в таком порядке размера недоплаченной надбавки, составившей 16130рублей40 копеек, суд увеличил эту сумму пропорционально уровню роста потребительских цен в Липецкой области за период с 1 января 2008 года до момента вынесения решения.

За период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года надбавка к пенсии составляла 32% от базовой части трудовой пенсии, размер которой изменялся с 1560 руб. на начало периода до 2562 руб. на конец периода. Суд при расчете взыскиваемой в пользу истицы суммы в целях ее "осовременивания" исходил из размера базовой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2009 года - 2562 руб. 32% от этой суммы составляют 819 руб.84 коп. После исчисления недоплаченной истице суммы за 24 месяца за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009года (в решении суда допущена описка «по 30 апреля 2012 года», не повлиявшая на правильность расчета) ее размер составил 19676 рублей 16 копеек и, поскольку не был выплачен своевременно, увеличен с применением индексов роста потребительских цен по Липецкой области за последующий период.

За период с 1 января 2010 года по 30 апреля 2012 года надбавка к пенсии должна была составлять 32% социальной пенсии, размер которой за этот период изменялся в соответствии с коэффициентами, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ, с 2562 руб. до 3626,71 руб. Суд в целях "осовременивания" взыскиваемой суммы произвел расчет недоплаченной истице пенсии, исходя из размера социальной пенсии по состоянию на 30 апреля 2012 года - 3626,71руб. 32% от указанной суммы составили 1169 рублей 55 копеек в месяц, а за 28 месяцев – 32495 рублей.

Учитывая, что ответчиком были нарушены пенсионные права Алтуховой А.А. и пенсия начислялась ей в меньшем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, судебная коллегия, соглашаясь с приведенным судом расчетом, приходит к выводу, что суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму недополученной пенсии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с учетом ее «осовременивания» и возложил на ответчика обязанность с 1 мая 2012 года производить выплату пенсии истцу с повышением, установленным действующим законодательством для ветеранов боевых действий.

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене решения суда не имеется.

В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции интересы истца Алтуховой А.А. представляла по доверенности Старикова А.В. Согласно представленной расписке, истица оплатила услуги представителя в сумме <данные изъяты> рублей, которые просила взыскать с ответчика. С учетом требований разумности и справедливости, судебная коллегия полагает обоснованным взыскать с ответчика указанные судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


Решение Правобережного районного суда города Липецка от 04 июня 2012 года оставить без изменения, жалобу ответчика Военного комиссариата Липецкой области – без удовлетворения.

Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Алтуховой А.А. <данные изъяты> рублей в возмещение судебных расходов в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи:




-32300: transport error - HTTP status code was not 200