33-1889-2012 о взыскании пенсии




ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД



Судья Москалева И.В. Дело №33-1889/2012 года

Докладчик Берман Н.В.


АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Лепехиной Н.В.,

судей Берман Н.В. и Уколовой О.В.,

при секретаре Смольниковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика военного комиссариата Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Волковой ФИО11 недополученную за период с 01 января 2004 года по 30 апреля 2012 года пенсию в размере <данные изъяты>.
Обязать Военный комиссариат Липецкой области выплачивать Волковой ФИО11 пенсию по случаю потери кормильца, начиная с 01 мая 2012 года, с повышением на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1.
Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Волковой ФИО11 судебные расходы в размере 6700 рублей».

Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия

установила:

Волкова Л.Х. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области о взыскании доплаты к пенсии, указывая, что является матерью ФИО10, погибшего при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике. С 01 июля 1997 года она получает пенсию по случаю потери кормильца. Полагает, что имеет право на повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Однако указанную доплату к пенсии ответчик не производит. Просила взыскать с военного комиссариата Липецкой области недоплаченную пенсию в сумме 76132 рубля 83 копейки за период с 01 января 2004 года по 30 апреля 2012 года, обязать ответчика с 01 мая 2012 года производить увеличение пенсии по потере кормильца на 32% расчетного размера пенсии.
Представитель ответчика – военного комиссариата Липецкой области исковые требования не признал, объяснив, что истица не является ветераном боевых действий, поэтому на неё не распространяются меры социальной поддержки, установленные законодателем для этой категории граждан.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик - военный комиссариат Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Указывает, что приведенный в решении суда расчет недополученной пенсии и индексации этой суммы не соответствует нормам материального права.
Выслушав представителя истицы Волковой Л.Х. по доверенности Старикову А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В силу пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действующей в настоящее время) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец является матерью ФИО10 (л. д. 8), проходившего военную службу в войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 погиб при исполнении служебных обязанностей в зоне боевых действий в Чеченской Республике (л. д. 7).
С 01 июля 1997 года Волкова Л.Х. получает пенсию по случаю потери кормильца (л. д. 6).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истица имеет право на повышение пенсии, предусмотренное пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», так как статьей 46 этого Закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
В этой части судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы не состоятельными, основанными на неправильном толковании закона.
Соглашается судебная коллегия и с выводами суда в части определения момента, с которого истица приобрела право на получение соответствующего повышения – с 01 января 2004 года, и самого расчета.
На момент назначения истице пенсии по случаю потери кормильца пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года изложен в иной редакции. Повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрено участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которыми к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, и которыми в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включены выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, внесены Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ, вступившим в действие с 01 января 2004 года.
Таким образом, военнослужащий ФИО10 признан ветераном боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому истица имеет право на соответствующее повышение пенсии с этого времени.
В части расчета недополученной пенсии и индексации судебная коллегия считает, что он произведен судом в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, действовавшим на момент производства выплат, с применением предусмотренной законодательством индексации.
Судебная коллегия полагает признать данный расчет правильным.
Как предусматривалось пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года в редакции Федерального закона от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, размер пенсий подлежал повышению на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Минимальный размер пенсии по старости составлял 185 рублей 32 копейки и в дальнейшем не изменялся, однако Федеральным законом № 68-ФЗ от 12 июня 2002 года в статью 46 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года были внесены изменения, предусмотревшие индексацию минимального размера пенсии по старости в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Редакция пункта «г» статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, предусмотренная Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, действовала по 31 декабря 2007 года. На период окончания действия этой редакции проиндексированный минимальный размер пенсии составлял 336 рублей 05 копеек. В целях «осовременивания» невыплаченной надбавки к пенсии истицы суд обоснованно принял к расчету указанный минимальный размер пенсии.
Невыплаченная надбавка к пенсии за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2007 года (48 месяцев) составляет: 336,05 рублей х 48 месяцев = 16130,40 рублей.
Эта сумма индексируется по состоянию на 01 января 2012 года с применением индекса роста потребительских цен по Липецкой области за период с 2008 года по 2011 год: 16130,40 рублей х 116% х 108,7% х 108,1% х 104,74% = 23028,70 рублей.
Федеральным законом № 319-ФЗ от 03 декабря 2007 года в пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года внесены изменения, в соответствии с которыми пенсии перечисленным в этом пункте лицам повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона. Эти изменения вступили в действие с 01 января 2008 года.
Часть первая статьи 46 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года в редакции, действовавшей на 01 января 2008 года, предусматривала, что минимальные размеры, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.
Эта редакция приведенной правовой нормы действовала до 31 декабря 2009 года. Базовая часть трудовой пенсии по старости на 01 декабря 2009 года составляла 2562 рубля. С целью «осовременивания» невыплаченной надбавки к пенсии суд первой инстанции правомерно принял к расчету базовую часть трудовой пенсии в указанном размере. 32% от 2562 рубля составляет 819,84 рубля.
За период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2009 года (24 месяца) невыплаченная надбавка к пенсии составила: 819,84 рубля х 24 месяца = 19676,16 рублей. Указанная сумма индексируется по состоянию на 01 января 2012 года с применением индекса роста потребительских цен по Липецкой области: 19676,16 рублей х 104,74% = 20608,73 рубля.
С 01 января 2010 года вступил в действие Федеральный закон № 213-ФЗ от 24 июля 2009 года, внесший изменения в часть 1 статьи 46 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, который указал, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
На 01 января 2010 года социальная пенсия, предусмотренная приведенной правовой нормой, оставляла 2562 рубля, индексировалась с 01 апреля 2010 года в 1,088 раза, с 01 июля 2010 года – в 1,0341 раза, с 01 апреля 2011 года – в 1,1027 раза и на 01 апреля 2012 года – в 1,141 раза. Таким образом, размер социальной пенсии составил 3626,71 рублей.
При расчете невыплаченной надбавки в целях «осовременивания» взыскиваемой суммы суд первой инстанции обоснованно исходил из социальной пенсии по состоянию на 30 апреля 2012 года. 32% от 3626,71 рублей составляет 1160,55 рублей.
За период с 01 января 2010 года по 30 апреля 2012 года (28 месяцев) невыплаченная надбавка к пенсии составила: 1160,55 рублей х 28 месяцев = 32495,4 рублей.
<данные изъяты>.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


Решение Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Липецкой области – без удовлетворения.


Председательствующий


Судьи




-32300: transport error - HTTP status code was not 200