33-1927-2012 о перерасчете пенсии
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорыданова И.В. Дело №33-1927/2012 года
Докладчик Берман Н.В.
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.,
судей Берман Н.В. и Москалевой Е.В.,
при секретаре Бахолдиной Н.В.,
- рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика военного комиссариата Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
- «Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области в пользу Алтуховой М.Н. за период с 01 января 2004 года 30 апреля 2012 года пенсию в размере <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>».
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
- Алтухова М.Н. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области о взыскании доплаты к пенсии, указывая, что является вдовой А.А.Ф, погибшего при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике. С 01 мая 1995 года по 31 марта 2007 года она получала пенсию по случаю потери кормильца до достижения дочери 14 лет. Полагает, что имела право на повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Однако указанную доплату к пенсии ответчик не производил. Просила взыскать с военного комиссариата Липецкой области недоплаченную пенсию в сумме 14392 рубля 98 копеек за период с 01 января 2004 года по 31 марта 2007 года с учетом убытков от инфляции.
- Представитель ответчика – военного комиссариата Липецкой области исковые требования не признал, объяснив, что истица не является ветераном боевых действий, поэтому на неё не распространяются меры социальной поддержки, установленные законодателем для этой категории граждан.
- Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
- В апелляционной жалобе ответчик - военный комиссариат Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Указывает, что приведенный в решении суда расчет недополученной пенсии и индексации этой суммы не соответствует нормам материального права.
- Выслушав представителя ответчика военного комиссариата Липецкой области по доверенности Смольянинову Н.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя истицы Алтуховой М.Н. по доверенности Старикову А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
- В силу пункта «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действующей в настоящее время) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
- Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истица является вдовой А.А.Ф (л. д. 7), проходившего службу по контракту <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ А.А.Ф погиб при исполнении служебных обязанностей в <адрес> (л. д. 10, 35).
- С 01 мая 1995 года по 31 марта 2007 года истица являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца до исполнения 14 лет дочери "А.", ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
- Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
- Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истица имела право на повышение пенсии, предусмотренное пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», так как статьей 46 этого Закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
- Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
- В этой части судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы не состоятельными, основанными на неправильном толковании закона.
- Соглашается судебная коллегия и с выводами суда в части определения момента, с которого истица приобрела право на получение соответствующего повышения – с 01 января 2004 года, и самого расчета.
- На момент назначения истице пенсии по случаю потери кормильца пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
- Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года изложен в иной редакции. Повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрено участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
- Изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которыми к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, и которыми в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включены выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ФЗ, вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
- Таким образом, военнослужащий А.А.Ф признан ветераном боевых действий с 01 января 2004 года, поэтому истица имела право на соответствующее повышение пенсии с этого времени.
- В части расчета недополученной пенсии и индексации судебная коллегия считает, что он произведен судом в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, действовавшим на момент производства выплат, с применением предусмотренной законодательством индексации.
- Судебная коллегия полагает признать данный расчет правильным.
- Как предусматривалось пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года в редакции Федерального закона от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, размер пенсий подлежал повышению на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
- Минимальный размер пенсии по старости составлял 185 рублей 32 копейки и в дальнейшем не изменялся, однако Федеральным законом № 68-ФЗ от 12 июня 2002 года в статью 46 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года были внесены изменения, предусмотревшие индексацию минимального размера пенсии по старости в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Редакция пункта «г» статьи 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, предусмотренная Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, действовала по 31 декабря 2007 года. На период окончания действия этой редакции проиндексированный минимальный размер пенсии составлял 336 рублей 05 копеек. В целях «осовременивания» невыплаченной надбавки к пенсии истицы суд обоснованно принял к расчету указанный минимальный размер пенсии.
- Невыплаченная надбавка к пенсии за период с 01 января 2004 года по 31 марта 2007 года (39 месяцев) составляет: 336,05 рублей х 39 месяцев = 13105,95 рублей.
- Эта сумма индексируется по состоянию на 30 апреля 2012 года <данные изъяты>
- Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
- С учетом изложенного судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
- Однако коллегия полагает необходимым конкретизировать абзац 1 резолютивной части этого решения, а также взыскать с ответчика в пользу истицы расходы за оказание юридической помощи в суде апелляционной инстанции в сумме 500 рублей.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Липецкой области – без удовлетворения.
Абзац 1 резолютивной части решения изложить в иной редакции:
«Взыскать с военного комиссариата Липецкой области в пользу Алтуховой М.Н. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 января 2004 года по 31 марта 2007 года с учетом убытков от инфляции в сумме <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>».
Взыскать с военного комиссариата Липецкой области в пользу Алтуховой М.Н. расходы по оказанию помощи представителя в суде апелляционной инстанции – 500 рублей.
Председательствующий
Судьи