Судья Титова Н.В. Дело № 33-1762/2012г.
Докладчик Нагайцева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Нагайцевой Л.А., Фроловой Е.М.,
при секретаре Бахолдиной Н.В.,
Заслушав доклад судьи Нагацевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения, постановленного с нарушением норм материального права, полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения истца Димидова А.А. и его представителя адвоката Ельчаниновой Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Главного управления МЧС России по Липецкой области Моторина А.А. и Бородина Э.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив письменные возражения на апелляционную жалобу представителя ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства ( в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003года № 475, от 14.11.2007г. №778, от 06.10.2011г. №824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Димидов А.А. проходил службу прапорщиком <данные изъяты> содержащейся за счет средств федерального бюджета. Истец уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту «з» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (<данные изъяты>). Выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты>
Перед увольнением со службы, ДД.ММ.ГГГГ года, Димидов А.А. обратился с рапортом в ГУ МЧС России по Липецкой области о постановке на очередь для предоставления жилого помещения и выдачи государственного жилищного сертификата (л.д.5).
Из представленных истцом документов следует, что Димидов А.А. проживает по адресу: г. Липецк, улица <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, занимает койко-место в общежитии ОАО «НЛМК», состав семьи-1 человек (л.д.14,65).
Койко- место в общежитии предоставлено истцу по ходатайству ГУ МЧС России по Липецкой области в связи с отсутствием жилья и сложившимися семейными обстоятельствами (л.д.66).
Выпиской из домовой книги подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец проживал по адресу: г<адрес>. Данная квартира принадлежит бывшей супруге истца Д.Е.И.., брак с которой Димидовым А.А. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17).
По сведениям Управления Федеральной службы Росреестра по Липецкой области и ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», в собственности Димидова А.А. частного дома и квартиры не значится (л.д.15-16).
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ, Димидову А.А. отказано в постановке в очередь военнослужащих и сотрудников, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания. Основанием к отказу послужило то, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в Главном управлении МЧС России по Липецкой области, а с 1 марта 2005года у федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, отсутствуют правовые основания для постановки сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.45-47).
Такое решение нельзя признать правильным, поскольку оно противоречит действующему законодательству.
Из содержания пункта 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 года N 372 следует, что Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами организует учет военнослужащих, сотрудников ФПС, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
Данная редакция нормативного акта действовала на момент рассмотрения жилищной комиссией обращения истца, изменения внесены приказом МЧС России от 11 января 2012 года № 2.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2.2, 3.1 действовавшего в указанный период Положения о Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Липецкой области, утвержденного приказом начальника ГУ МЧС России по Липецкой области от 30 ноября 2010 года № 608, к полномочиям жилищной комиссии относится: учет сотрудников ФПС МЧС России по Липецкой области и его подчиненных подразделений, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий); рассмотрение рапортов о постановке на учет военнослужащих и сотрудников ФПС в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проверка приложенных документов и подготовка решений по заявлениям; формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, для последующего представления в ЦПЦ МЧС России.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», утвержден приказом МЧС России от 12 января 2012 года № 5.
Исходя из положений указанных нормативных актов, в декабре 2011 года жилищная комиссия ГУ МЧС России по Липецкой области в пределах своей компетенции вправе была рассмотреть обращение сотрудника о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме, что и было сделано, рапорт Димидова А.А. рассмотрен по существу, а не направлен в Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что на день обращения Димидова А.А. ГУ МЧС России по Липецкой области не являлось уполномоченным органом по жилищному обеспечению сотрудников ФПС, не соответствует обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного решения.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановкой по делу нового решения.
Поскольку Димидов А.А. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил в ГУ МЧС России по Липецкой области полный пакет документов, предусмотренных пунктом 19 Правил, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для отказа в признании истца нуждающимся в получении жилья участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ года судебная коллегия признает незаконным. Датой принятия истца на учет является дата подачи заявления и документов в жилищную комиссию, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в настоящее время функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, возложены на ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС Росии», судебная коллегия считает необходимым обязать указанное учреждение включить Димидова А.А. в число участников подпрограммы.
Для получения государственного жилищного сертификата гражданин – участник подпрограммы в период 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, должен представить в учреждение или орган, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. На основании указанных заявлений формируется список на планируемый год в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане -участники подпрограммы, был поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Распределение объемов бюджетного финансирования осуществляется на основании утвержденного Правительством РФ графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год.
В вышеуказанные сроки Димидов А.А. не обращался с заявлением о выделении жилищного сертификата в 2012 году ни в ГУ –МЧС России по Липецкой области, ни в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Довод истца, что он ежегодно, начиная с 2008 года, обращался в ГУ МЧС России по Липецкой области с рапортами о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с предоставлением полного пакета документов, материалами дела не подтверждается. Доказательств этому обстоятельству истец не представил.
Поскольку принятие на учет является необходимым условием для участия в указанной подпрограмме, но не для немедленного получения жилья, оснований считать нарушенным право истца на выдачу государственного жилищного сертификата в текущем году, а, следовательно, для понуждения уполномоченного органа выдать истцу ГЖС, в настоящее время не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А: