Судья Долгова Л.П. Дело №33-2056/2012г.
Докладчик Нагайцева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.,
судей Нагайцевой Л.А., Федосовой Н.Н.,
при секретаре Бахолдиной Н.В.,
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Кудашкина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке о признании права на досрочную трудовую пенсию старости в связи <данные изъяты> с лечебной деятельностью, указывая, что имеет медицинский стаж более 30 лет, однако ответчик отказал в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не засчитав в специальный стаж ряд периодов работы. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истица просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию, включив в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заведующей терапевтическим отделением в больнице «<адрес> в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, включая периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за детьми; периоды обучения на курсах повышения квалификации; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Представитель ответчика – ГУ - УПФР в городе Липецке иск не признал, считая отказ в назначении трудовой пенсии по старости Кудашкиной Т.В. соответствующим действующему пенсионному законодательству.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считая его принятым с нарушением норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы ответчика, письменные возражения истца на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда правильным.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17декабря2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Из содержания Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П следует, что при оценке пенсионных прав граждан применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке от ДД.ММ.ГГГГ № Кудашкиной Т.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа: вместо требуемого стажа - 30 лет у истца имеется 22 года 08 месяцев 15 дней. В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы в должности <данные изъяты> в больнице <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не подтверждено занятие должности врача-специалиста, что требуется для руководителей структурных подразделений; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>», поскольку наименование учреждения не указано в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также отсутствуют структурные подразделения, предусмотренные вышеуказанным Списком; периоды отпусков без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К периодам отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и по и по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не применен льготный порядок исчисления стажа за работу в сельской местности 1 год как 1 год 3 месяца (л.д.8-10).
Удовлетворяя исковые требования Кудашкиной Т.В. в части включения в специальный стаж вышеуказанных периодов работы, за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, суд правильно проанализировал приведенные правовые нормы в совокупности с действующим пенсионным законодательством и законодательством, действовавшим в периоды выполнения работы, и дал всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам.
Установив, что Кудашкина Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняла должностные обязанности <данные изъяты> суд обоснованно посчитал, что указанная должность в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения отнесена к категории руководителей. В указанный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, пунктом 3 которого предусматривался зачет в специальный стаж работы на руководящих должностях в учреждениях здравоохранения при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая дает право на эту пенсию. Поскольку данное условие у Кудашкиной Т.В. имеется, суд правильно включил спорный период в специальный стаж истицы, при этом применив льготное исчисление ( 1 год работы как 1 год и 3 месяца), так как больница «<данные изъяты> расположена в сельской местности – на территории поселка <адрес> (л.д.36,53).
Довод апелляционной жалобы ответчика, что Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не может быть применено, поскольку истица обратилась за назначением пенсии по нормам Федерального закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», основан на неправильном толковании закона.
Из материалов дела следует, что во время работы в больнице «<данные изъяты> Кудашкина Т.В. в связи с рождением двух детей находилась в отпусках по беременности и родам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет (л.д.53).
Поскольку в период нахождения истицы в отпусках действовала статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции от 09.12.1971 года, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж, суд обоснованно признал, что отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет подлежат зачету в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлялись указанные отпуска, то есть один год работы за 1 год и 3 месяца. Такой порядок исчисления стажа был предусмотрен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989года №375/24-1.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж истицы периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19, 35,52,63-67).
Данный вывод соответствует положениям статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года.
Необходимость обучения на курсах повышения квалификации обусловлена должностным положением истицы и непосредственно вытекает из осуществляемой ею лечебной деятельности. На время обучения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялось место работы, средний заработок и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что является основанием для включения указанных периодов в специальный трудовой стаж в том же исчислении, в каком засчитывается работа по занимаемой в данный период должности.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальной стаж Кудашкиной Т.В. периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд, оценив представленные доказательства, пришел к верному выводу, что ООО в соответствии с Уставом, осуществляет медицинскую, в том числе лечебно-профилактическую деятельность, имеет лицензию на оказание амбулаторно-поликлинической помощи. В штатном расписании учреждения имеются штатные единицы врачей, в том числе врача-терапевта, а с 2011 года выделено структурное подразделение «поликлиника» (л.д.20-25, 32, 40-43, 50-51,54-55). С учетом изложенного суд правильно признал, что истица работает в медицинском учреждении, которое по своей деятельности и выполняемым функциям тождественно поликлинике, то есть учреждению, предусмотренному Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
При этом суд верно исключил из специального стажа истца период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в течение двух дней, поскольку согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № такой отпуск не включается в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном включении в специальный стаж Кудашкиной Т.В. отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не основан на материалах дела, поскольку данный отпуск был предоставлен истцу по другому месту работы – в МЛПУ «Поликлиника №», в период совместительства с работой в ООО», подлежащей включению в специальный стаж.
Так как на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составлял 30 лет, вывод суда о наличии у Кудашкиной Т.В. права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании ответчика назначить ей пенсию является законным и обоснованным.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Липецка от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: