ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УСТАНОВИЛА:
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены – ч. 4 ст. 258 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Никулина ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, её родители умерли в ДД.ММ.ГГГГ г..
Постановлениями главы администрации Липецкого района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ попечителем Никулиной ФИО27 до её совершеннолетия назначена ФИО30 ФИО28) ФИО29 – <данные изъяты>, также за Никулиной ФИО31 закреплено право пользования жилым помещением согласно регистрации по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
В указанном жилом помещении помимо истицы зарегистрированы ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения <данные изъяты>), ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения (<данные изъяты>), ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения (<данные изъяты>), ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения (<данные изъяты>).
Администрацией Липецкого муниципального района ДД.ММ.ГГГГ г. Никулина ФИО32 поставлена на учет в целях получение жилья в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение находятся в аварийном состоянии, основание акт администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявлением Никулиной ФИО33, записью № в журнале учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, а также книгой регистрации заявлений.
Распоряжением администрацией Липецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Никулина ФИО34 снята с учета в целях предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ею не предоставлено заключение межведомственной комиссии о том, что закрепленное за ней жилое помещение, не пригодно для проживания.
Суд, отказывая в иске по существу заявленных требований, исходил из того, что представленное Никулиной ФИО35 заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., а также заключение содержит взаимоисключающие выводы о непригодности жилого помещения для проживания и необходимости капитального ремонта.
На основании части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Закон Липецкой области от 03.03.2010 г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» устанавливает порядок ведения учета и предоставления органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, правовым регулированием жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с названными нормами Федерального закона и закона Липецкой области является факт отсутствия у названных лиц закрепленного жилья.
Судебная коллегия считает, что поскольку за истицей жилое помещение закреплено, оснований для её постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, во внеочередном порядке не имелось.
Непригодность закрепленного жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и не связано со статусом – лицо из числа детей-сирот.
Кроме того, копия распоряжения направлено истице ДД.ММ.ГГГГ, с иском в суд она обратилась ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что Никулина ФИО38 оспаривает решение органа местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу, что ею нарушен трехмесячный срок для обращения в суд, что также является основанием к отказу в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения.
ОПРЕДЕЛИЛА: