ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Представитель ответчика ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» в судебном заседании иск не признал, указывая, что требование о разработке проекта санитарно-защитной зоны для их предприятия не предусмотрено действующей редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 09.09.2010 г., требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» имеет уже сложившееся производство. Так же ссылался на отсутствие необходимых денежных средств.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик решение суда просит отменить, производство по делу прекратить, указывая на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов ссылается на правовую позицию, высказанную их представителем в суде первой инстанции, настаивая на том, что правовых оснований для обязания ответчика разрабатывать проект санитарно-защитной зоны не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, рассмотрев представленные возражения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Суд правильно, с учетом требований Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также фактических обстоятельств дела и исходя из доказанного сторонами, принял решение об удовлетворении заявленных требований.
Необходимость создания санитарно-защитных зон предусмотрена также ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрен размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 3.1 приведенного СанПин предусмотрено, что разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд верно признал, что в силу положений п. 2.1, 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается санитарно-защитная зона, которая должна обеспечивать уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного нормативного регулирования, у ответчика ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол», отсутствует проект санитарно-защитной зоны. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ОАО «Липецкий Гипромез», по заказу ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол», ранее разрабатывал проект обоснования достаточности размеров санитарно-защитной зоны для ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» по состоянию на август 2007 года.
Представленной в материалах дела пояснительной запиской к данному проекту, подтверждено, что производственная площадка ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» расположена в Правобережном административном округе на правом берегу р. Воронеж и занимает площадь 130 га. При этом, ближайшая жилая застройка расположена с севера и северо-запада, на расстоянии 70 м. от территории предприятия.
Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» № 247 от 11.06.2008 г. указанный проект был отклонен от согласования из-за отсутствия расчетов уровней шума на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны и на границе жилой застройки, отсутствия замеров по всем выбрасываемым предприятием ингредиентам, не представления материалов по оценке риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния предприятия и др.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о несоблюдении ответчиком требований санитарного законодательства.
Довод ответчика о приостановлении работы доменных печей не может повлиять на выводы суда, поскольку не означает, что предприятие перестало оказывать негативное воздействие на окружающую среду и не должно более предпринимать меры, направленные на защиту и восстановление природной среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Поскольку законодателем на все юридические лица, деятельность которых оказывает воздействий на окружающую среду, возложена обязанность по соблюдению прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека и выполнению требований санитарного законодательства, предусматривающего создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон как защитного барьера, то положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции от 09 сентября 2010 года распространяют свое действие и на ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол».
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно справке значительно уменьшены объемы вредных выбросов, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку законодателем установлена презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, которые основаны на ошибочном толковании норм материального права, не имеется.