ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Крюков Е.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ ему избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Впоследствии его действия квалифицировались по ч. 1 ст. 30 п.п. «а,г» ч.3 ст. 228.1, ч.1 ст.222 УК РФ, ч.1 ст. 222, ч.1 ст. 2221 УК РФ. Приговором Правобережного районного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ истец осужден по ч. 1 ст. 222 УК РФ( граната, патроны), ч.1 ст. 222 УК РФ( гранатомет) к 1 году 5 месяцам и 27 дням лишения свободы, и оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 30 п.п. «а,г» ч.3 ст. 228.1, ч.1 ст.222 УК РФ. Истец указал, что в совершении особо тяжкого преступления он был оправдан, а под стражей находился до ДД.ММ.ГГГГ, после чего избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. ФИО1 просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1000 000 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено УВД по ЛО.
В судебном заседании истец не присутствовал, его представитель по доверенности Беляев А.А. требования поддержал к МФ РФ, указав, что истец испытывал значительные нравственные и физические страдания, находясь под стражей и обвиняясь в особо тяжком преступлении, которого он не совершал. Всего Крюков Е.В. находился под стражей 1 год 5 месяцев и 27 дней, срок нахождения под стражей был ему засчитан в срок отбывания наказания.
Представитель ответчика по доверенности Дорохин Р.В. иск не признал, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств факта причинения ему нравственных или физических страданий, а сумма компенсации морального вреда определена без учета требований разумности и справедливости. Также указал, что срок содержания под стражей был полностью засчитан в срок отбывания наказания.
Представитель УВД по ЛО по доверенности Коротина И.Г. иск не признала, ссылаясь на то, что УВД по ЛО является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу требований ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 содержится разъяснение, согласно которому под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Крюков Е.В. признан виновным в совершении преступления средней тяжести, за совершение которого предусмотрено максимальное наказание в виде 4-х лет лишения свободы, и оправдан в совершении особо тяжкого преступления, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше десяти лет.
Определяя размер морального вреда, подлежащего компенсации, суд учел срок незаконного привлечения к уголовной ответственности, вид и сроки избрания мер пресечения, степень нравственных страданий истца, и, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 70 000 руб.
Доводы жалобы о том, что сумма, взысканная в пользу истца, является завышенной, являются субъективным мнением апеллятора и не могут быть приняты во внимание, поскольку несогласие с выводами суда само по себе не свидетельствует о незаконности судебного постановления.