Судья Демьяновская Н.А. дело № 21-90-2010
Р Е Ш Е Н И Е
01 сентября 2010 года г. Липецк
Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по жалобе Осокина Павла Владимировича на решение судьи Советского районного суда г.Липецка от 02 августа 2010 года, которым постановлено:
Отказать Осокину Павлу Владимировичу в удовлетворении жалобы на постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 12.05.2010 года о привлечении его к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, судья
У С Т А Н О В И Л:
30.04.2010 года Федеральной службой по финансовому мониторингу межрегионального управления по центральному федеральному округу была проведена проверка деятельности ООО «Ковчегъ», расположенного в г. Липецке <адрес> по соблюдению требований ФЗ от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 года №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
По результатам проверки составлен акт, в котором зафиксировано, что ООО «Ковчегъ» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и не исполняет требования Закона №115-ФЗ, в части не назначения лица, ответственного за исполнение правил внутреннего контроля и не утверждения Плана-графика реализации программы обучения, как того требует действующее законодательство.
30.04.2010 года уполномоченным на то должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в отношении директора ООО «Ковчегъ» Осокина П.В. был составлен протокол об административном правонарушении, из содержания которого следует, что вина директора выразилась в не назначении лица, ответственного за исполнение правил внутреннего контроля и не утверждения Плана-графика реализации программы обучения, что свидетельствует о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 12.05.2010 года Осокин П.В. привлечен к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ к штрафу в размере 10000 рублей.
Решением судьи Советского суда г. Липецка от 02.08.2010 года Осокину П.В. оказано в удовлетворении жалобы на вышеназванное постановление о привлечении его к административной ответственности.
В кассационной жалобе Осокин П.В. просит отменить решение судьи, считая его незаконным и необоснованным.
Защитник Осокина П.В. по доверенности Саблин Т.Е. в суде поддержал жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Саблина Т.Е., поддержавшего жалобу и просившего решение судьи отменить, суд не находит оснований для признания ошибочным и отмены решения судьи первой инстанции.
В соответствии со ст.1,5,7 ФЗ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Внутренний контроль представляет собой деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Постановлением Правительства РФ №715 от 05.12.2005 года установлены Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования о подготовке и обучению кадров. Одним из них является обязанность руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами, назначать специальных должностным лиц, ответственных за исполнение правил внутреннего контроля.
Приказом начальника Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ от 01.11.2008 года утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в котором п.п..13,14,16 закреплена обязанность таких организаций на основе программ обучения разрабатывать план-глафик реализации программ обучения на очередной календарный год, который утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года.
Согласно 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц- от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что ООО «Ковчегъ» зарегистрировано инспекцией МНС России по Левобережному округу г. Липецка, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время ООО «Ковчегъ» состоит на учете в ИФНС по Советскому району г. Липецка, имеет счет в филиале ОАО «Внешторгбанк» г. Липецка.
В соответствии с пунктом 3.2 Главы 3 Устава ООО «Ковчегъ», утвержденного Общим собранием учредителей от 20.08.2004 года. Согласно выписке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области на 30.04.2010 года данному обществу был присвоен код ОКВЭД: 70.3-предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утвержденных Правительством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ №6 от 08.01.2003 года, правила внутреннего контроля в организациях осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организации в течение одного месяца: для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций – со дня вступления в силу настоящего Постановления.
ООО «Ковчегъ», зарегистрированное 02.09.2004 года обязано было не позднее 08.10.2004 года, разработать, утвердить и направить на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО правила внутреннего контроля, чего сделано не было.
Таким образом, событие, за которое заявитель ответственен, как должностное лицо, в данной организации, имело место.
С учетом вышеназванных обстоятельств, на основании ст.5 ФЗ №115-ФЗ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО «Ковчегъ» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, а потому в силу ст.7 названного ФЗ данная организация обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Коль скоро директором ООО «Ковчегъ» Осокиным П.В., назначенным на эту должность приказом №001 от 20.08.2004 года не были приняты указанные меры внутреннего контроля в установленный законом срок, то у его действиях имеется состав вмененного ему правонарушения.
Довод жалобы о том, что поскольку ООО «Ковчегъ» с момента регистрации фактически не осуществляло соответствующие денежные операции, то его нельзя отнести к организациям, которые обязаны осуществлять внутренний контроль, признан несостоятельный.
Как указано было выше, на 30.04.2010 года согласно Устава общества, Выписке территориального органа Федеральной службы государственной статистики и других доказательств, данная организация была отнесена к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом. Ссылка кассатора об ошибочности указания на данный вид деятельности при регистрации общества, как и отражения в госстатистике этого вида деятельности, при отсутствии фактических денежных операций, не свидетельствует об обратном.
То обстоятельство, что 02.06.2010 года были внесены изменения в ЕГРЮЛ, в части исключения вида деятельности – как предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и получено соответствующее свидетельство, также не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, поскольку исключен был данный вид деятельности обществом только после проведения проверки.
Необоснованным является и довод жалобы о ненадлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего и заблаговременного извещения судом Осокина П.В. о времени и месте рассмотрения дела.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, наказание применено в пределах санкции 15.27 КоАП РФ, является минимальным, обстоятельств, исключающих производство по данному делу, не установлено, а потому оснований для отмены оспариваемых постановления административного органа и решения судьи не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 02 августа 2010 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу Осокина П.В. -без удовлетворения.
Судья: (подпись) Н.И. Захаров
Копия верна:
Судья:
Секретарь: