ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Бубырь А.А. Дело № 21-67-2011 Р Е Ш Е Н И Е 14 сентября 2011 года город Липецк Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу Управления Росприроднадзора по Липецкой области на решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 4 августа 2011 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, У С Т А Н О В И Л: Постановлением старшего государственного инспектора Управления Роспироднадзора по Липецкой области от 16 июня 2011 года директор МУП «Липецкая станция аэрации» (МУП «ЛиСА») Линев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушениях, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 1000 руб. Согласно постановлению, по результатам проверки, проведенной Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, в МУП «ЛиСА» выявлены следующие нарушения: - не ведется производственный контроль отработавших газов автомашин на токсичность и дымность при техническом обслуживании, ремонте и регулировании узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах; - отсутствует журнал контроля и оборудование - газоанализатор, дымометр; - не заключены договоры со специализированными организациями на проведение замеров по контролю отработавших газов на токсичность и дымность; - контроль отработавших газов автомашин на токсичность и дымность проводится только при прохождении ежегодного техосмотра (для автобусов два раза в год). Решением судьи постановление отменено, с прекращением производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения. В жалобе старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Липецкой области просит об отмене решения, считая вывод об отсутствии состава правонарушения не соответствующим обстоятельствам дела, и нормам права (в частности, ГОСТ Р 52033-2003). В письменном отзыве МУП «ЛиСА» критикует доводы жалобы, поддерживая выводы судьи районного суда. Изучив материалы дела, в том числе дополнительно истребованные доказательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения. Согласно ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч.4 ст.17 и ч.2 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов. Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух", проверки автотранспортных средств осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники... Организация работ по проведению проверок этих видов техники осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования... Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 52033-2003 "Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (принят постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 100-ст) в Приложении А (рекомендуемом) установлены условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям этого стандарта. Согласно указанному Приложению, проверки могут быть проведены при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами; на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах. В Приложении В (рекомендуемом) к указанному Госстандарту приведена форма журнала записи результатов проверок автомобилей на соответствие экологическим требованиям. Согласно ч.3 ст.8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, В результате проверки выявлены вышеперечисленные нарушения, отраженные в постановлении по делу об административном правонарушении. Основной деятельностью МУП «ЛиСА» является очистка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, сброс очищенных сточных вод в поверхностный водный объект, обработка осадков сточных вод, их утилизация и (или) размещение, контроль за качеством сточных вод. Предприятие имеет собственный автотранспорт. На момент проверки все 9 транспортных средств МУП «ЛиСА» прошли государственный технический осмотр с проверкой уровня дымности отработавших газов дизельных двигателей и выбросов загрязняющих веществ бензиновых двигателей, что отражено в соответствующих диагностических картах (л.д.59-65). Согласно сообщению ООО «Техосмотр» от 8 сентября 2011 года, диагностические карты, выданные МУП «ЛиСА» на транспортные средства отвечают нормативным требованиям по отражению параметров проверки технического состояния автомобилей. При этом указано, что автотранспортные средства с дизельными двигателями проверяются только на дымность, а автомобили с бензиновыми двигателями - на содержание СО и СН. Соответственно, именно по этой причине в представленных диагностических картах отсутствуют отметки о проверке автомобилей с дизельным двигателем на содержание СО и СН, и о проверке автомобилей с бензиновым двигателем на дымность. При пересмотре постановления судьей районного суда было дано правильное толкование действующего законодательства, являющегося отсылочным в части установления конкретных критериев контроля отработавших газов автомашин на токсичность и дымность. Так, согласно ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», порядок соответствующего контроля определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, каковым, согласно Постановлению Правительства РФ № 83 от 6 февраля 2002 года, является МВД РФ, осуществлявшее функцию государственного технического осмотра. Ссылка представителя административного органа на Приложение А к ГОСТ Р 52033-2003 признается несостоятельной. В указанном Приложении приведен исчерпывающий перечень случаев (условий) производства проверок автомобилей на соответствие требованиям данного стандарта. Одним из таких условий (применительно к данному делу) является производство проверки на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах. То есть речь идет о проверке на предприятиях, обслуживающих автомобили при техническом обслуживании (что к МУП «ЛиСА» не относится), и о проверке на предприятиях, эксплуатирующих автомобили при ремонте и регулировке соответствующих агрегатов, узлов и систем. Однако административным органом не представлены доказательства осуществления в отношении транспортных средств МУП «ЛиСА» технических вмешательств (ремонта и регулировки), которые обусловили бы изменение (повышение) содержания нормируемых компонентов в отработавших газах. Поэтому в отсутствие таких вмешательств (при их недоказанности) у МУП «ЛиСА» не имелось необходимости проводить повторную диагностику своих транспортных средств после планового технического осмотра. ГОСТ Р 52033-2003, а равно иные нормативные акты, данную обязанность не определяют. Не установлена законом и обязанность предприятий такого вида, как МУП «ЛиСА», заключать договоры на дополнительную диагностику транспортных средств для проверки уровня нормируемых компонентов в отработавших газах, а также вести журнал этих проверок безотносительно к наличию условий, предусмотренных Приложением А к ГОСТ Р 52033-2003, и иметь собственное диагностическое оборудование. Кроме того, МУП «ЛиСА» вменялось неиспользование оборудования для контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, в то время как данное положение части 3 статьи 8.21 КоАП РФ относится к субъектам, обязанным иметь и использовать соответствующее оборудование при осуществлении диагностических мероприятий. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления и (или) решения по жалобе на постановление, не допущено. Доводы жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения. Руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 4 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Липецкой области без удовлетворения. Судья Букреев Д.Ю.
неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Как видно из материалов дела, поводом для его возбуждения стали результаты проверки, проведенной с 12 апреля 2011 года по 25 мая 2011 года Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Липецкой области.