ч.1 ст.18.15 КоаП РФ




Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д


Судья: Сенюкова Л.И. Дело

Р Е Ш Е Н И Е

«06» февраля 2012 года г. Липецк

Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрел жалобу ЗАО «<данные изъяты>» на постановление судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 19 декабря 2011 года, согласно которому принято решение:

Признать закрытое акционерное общество «<данные изъяты>», ОГРН , ИНН , КПП юридический адрес: с<адрес> <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере рублей (<данные изъяты>) рублей.

Изучив материалы дела, судья

У С Т А Н О В И Л:


Постановлением судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 19 декабря 2011 года ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

В жалобе ЗАО «<данные изъяты>» просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к ст.18.15 КоАП РФ, в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В соответствии со ст. 13 - 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Согласно п.4 ст.13 указанного Федерального закона, работодатель и заказчик работ имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ минут сотрудниками УФМС России по Липецкой области были проведены проверочные мероприятия по соблюдению миграционного законодательства в отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по адресу: <адрес>, <адрес>.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о подтверждении факта осуществления трудовой деятельности на территории ЗАО «<данные изъяты>» гражданина Республики Узбекистан ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела по вопросам иммиграционного контроля УФМС России по Липецкой области по данному факту был составлен протокол о совершении ЗАО «<данные изъяты>» административного правонарушения», предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, который со всеми материалами направлен на рассмотрение в суд.

Признавая установленной вину ЗАО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, судья сослался на письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела: акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) протокол осмотра помещений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д), письменные объяснения самого ФИО9, объяснения ФИО12, ФИО10, ФИО7, ФИО8, рапорт УУП <данные изъяты> ОП ФИО13., подтверждающие факт работы ФИО9 в ЗАО «<данные изъяты>» на момент проверки, которые в совокупности, по мнению судьи, подтверждают факт совершения ЗАО «<данные изъяты>» административного правонарушения.

Суд признал, что действия ЗАО «<данные изъяты>» по привлечению к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.

ЗАО «<данные изъяты>» в жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ссылался на то, что наличие трудовых отношений между ФИО9 и ЗАО «<данные изъяты>» не подтвердилось, ФИО9 оказывал разовую безвозмездную помощь своему близкому родственнику, и отсутствуют доказательства привлечения его к трудовой деятельности в Обществе.

Данный довод жалобы заслуживает внимания, а вывод суда об обратном, нельзя признать обоснованным ввиду следующего.

Так, согласно ст.16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии с вышеназванной статьей Трудового кодекса РФ и с примечанием к ст.18.15 КоАП РФ, для установления события административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, необходимо установление факта допуска в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

При этом, объективная сторона правонарушения заключается в незаконном осуществлении самостоятельной трудовой деятельности иностранного гражданина у работодателя.

Как следует из материалов дела ФИО9 на день проведения проверки являлся несовершеннолетним, приехал легально к близкому родственнику ФИО10, который работает в ЗАО «<данные изъяты>» скотником.

Из объяснений ФИО9 следует, что он не имел возможности трудоустроиться в ЗАО «<данные изъяты>» в силу своего возраста, поскольку разрешение на работу может быть выдано только совершеннолетним иностранным гражданам. Проживая в семье ФИО10 он помогал по хозяйству, в том числе иногда выполнять работу скотника и совместно пасли коров. Осенью он иногда помогает отцу разбрасывать корм для коров, что и мело место ДД.ММ.ГГГГ.

В объяснениях ФИО12 указано, что два его несовершеннолетних племянника, в том числе также ФИО9, иногда помогали ему в работе на ферме. Официально он на работу ФИО9 не был оформлен, зарплату не получал, самостоятельно работу не выполнял, только помогал ему. ФИО10 также в объяснениях показал, что его сын ФИО9 и племянник ФИО14 иногда помогали ему работать на ферме: летом они пасли коров, зимой и осенью иногда помогают раздать корм коровам.

Представитель УФМС России по Липецкой области в судебном заседании в Липецком областном суде, не оспаривал того обстоятельств, что помощь, оказываемая ФИО9 своему отцу и дяде носила периодический характер. Доказательств осуществления самостоятельной трудовой деятельности указанным гражданином УФМС не представлено, наличие трудовых отношений, равно как и отсутствуют доказательства осуществления трудовой деятельности ФИО9 в день проверки – ДД.ММ.ГГГГ

В данной ситуации недостаточно установить факт разовой работы несовершеннолетним сыном на рабочем месте отца для вывода о наличии в действиях ЗАО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.

Административный орган, оформлявший материалы в отношении ЗАО «<данные изъяты>», не опроверг доводы Общества о том, имело место быть помощь, оказываемая в работе между близкими родственниками и родственниками – отцом и сыном, дядей и племянником.

Нельзя признать доказанным факт осуществления самостоятельной трудовой деятельности на территории ЗАО «<данные изъяты>» при доказанности оказания ФИО9 помощи близким родственникам. Сам факт оказания ФИО9 помощи отцу и дяде, с учетом того, что УФМС не подтвердило оказание помощи последним за определенную плату, характер этой помощи (разовый или постоянный), выполнение какой-либо трудовой деятельности в день проверки, не позволяют судить о наличии допуска к работе гражданина Республики Узбекистан – несовершеннолетнего ФИО9, а недоказанность данного факта ведет к признанию отсутствия события административного правонарушения в рассматриваемой ситуации.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае, административным органом не доказан факт непосредственного допуска к работе уполномоченным на то должностным лицом ЗАО «<данные изъяты>», за которую ФИО9 мог получить вознаграждение и не опровергнут довод последнего о том, что ДД.ММ.ГГГГ имела место разовая помощь в работе близкому родственнику, по его просьбе, т.е. наличие семейных отношений, а неисполнение самостоятельных трудовых обязанностей, которые он не мог выполнять в силу несовершеннолетнего возраста и невозможности быть допущенным к трудовой деятельности легально до достижения им 18- летнего возраста.

В соответствии с п.3 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, за отсутствием состава правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья


Р Е Ш И Л:


Постановление судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 19 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ЗАО «<данные изъяты>» отменить, производство по делу - прекратить.


Судья Захаров Н.И.



-32300: transport error - HTTP status code was not 200