г. Бокситогорск 16 июня 2010 года
Ленинградской области №2-23\10
Судья Ленинградского областного суда Дробышевская О.А.
при секретаре Критской С.Н.,
с участием государственного обвинителя - старшего помощника Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области Артемьева К.А.,
потерпевших П.О.А. и П.Л.Н.,
подсудимой Платоновой С.А.,
защитника - адвоката Яковлевой С.Б., представившей удостоверение №1085 и ордер №259477 от 15.06.2010г.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
ПЛАТОНОВОЙ С.А., <данные изъяты> ранее несудимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Платонова С.А. совершила убийство двух лиц: К., <.....> года рождения, и Б., <.....> года рождения, при следующих обстоятельствах.
Платонова С.А. 22 июня 2009 года в период с 15 до 17 часов 10 минут, находясь вместе с К. и Б. по месту их жительства по адресу: <адрес>, после совместного распития спиртных напитков, в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе конфликта с К. с целью причинения ему смерти умышленно нанесла ему пять ударов ножом в область грудной клетки, левого плеча и левой кисти, причинив ему резаные раны левого плеча, поверхностную рану левой кисти, а также колото-резаные раны грудной клетки, проникающие в грудную полость с повреждением сердца, легкого, печени, сопровождавшиеся наружным и внутренним кровотечением и приведшие к массивной кровопотере, от которых наступила смерть К. на месте происшествия.
Находившаяся в квартире Б., увидев совершаемые Платоновой С.А. действия, стала удерживать ее, захватывать ее руки, лишая возможности наносить удары ножом К. В ходе борьбы Платонова С.А. освободилась от захватов Б. и на почве возникших личных неприязненных отношений, имея умысел на убийство двух лиц, умышленно с целью причинения смерти нанесла Б. пять ударов ножом в область грудной клетки, головы и левого запястья, причинив ей колото-резаную рану теменной области, резаные раны на левом запястье, а также колото-резаные раны грудной клетки, проникающие в грудную полость с повреждением сердца и легкого, сопровождавшиеся наружным и внутренним кровотечением, приведшим к массивной кровопотере, от которых наступила смерть Б. на месте происшествия.
Подсудимая Платонова С.А. виновной себя в совершении убийства К. и Б. признала полностью, от дачи показаний в судебном заседании отказалась.
Виновность подсудимой подтверждается следующими доказательствами.
Как показал в судебном заседании свидетель Р., около 16 часов 22 июня 2009 года он заходил домой к К., где увидел самого К., его сожительницу Б. и Платонову С.А. Они втроем распивали спиртные напитки, находились в сильной степени алкогольного опьянения, между ними был конфликт: Платонова С.А. обвиняла К. и Б. в краже у нее продуктов питания, а последние это отрицали. Он пробыл в квартире не более 5 минут и ушел, на следующий день узнал о смерти К. и Б.
22 июня 2009 года в 17 часов 10 минут в дежурную часть № отделения милиции ОВД по Бокситогорскому району Ленинградской области от неизвестной гражданки поступило сообщение о том, что <адрес> лежит труп мужчины. (том 1 л.д. 32)
Из показаний свидетеля Ч-вой в судебном заседании следует, что 22 июня 2009 года около 21 часа она проходила мимо дома своего двоюродного брата К., возле которого увидела сотрудников милиции и скопление народа. По просьбе сотрудников милиции она поднялась к квартире брата и увидела его труп на пороге квартиры. Он лежал лицом вниз, когда его повернули на спину, она подтвердила, что это К.
Согласно протоколу осмотра 22 июня 2009 года места происшествия - <адрес> - на пороге квартиры обнаружен труп К., лежащий лицом вниз в позе, напоминающей позу бегущего человека. Под телом К. со стороны квартиры обнаружено пятно крови в виде потека-лужи и капель, со стороны лестничной площадки - лужа крови с растеканием в сторону наклона пола. В квартире, в дверном проеме, ведущем в кухню, обнаружен труп Б., под которым имеется лужа крови. Возле ног трупа Б. находится зеленый махровый халат, обильно пропитанный кровью. На холодильнике, находящемся в кухне, обнаружены множественные пятна и потеки бурого цвета. При входе в большую комнату обнаружено несколько крупных пятен округлой формы бурого цвета, на ведущей в комнату двери имеется несколько потеков бурого цвета; в комнате за тумбой с двумя телевизорами на полу обнаружен нож в виде клинка из белого металла с хвостовиком, обмотанным веревкой; нож имеет на себе следы вещества бурого цвета. (том 1 л.д. 44-76)
Как следует из заключения судебно-медицинского эксперта, смерть К. последовала от колото-резаных ран грудной клетки, проникающих в грудную полость с повреждением сердца, легкого, печени, сопровождавшихся наружным и внутренним кровотечением, приведших к массивной кровопотере; смерть наступила не менее чем за 2-4 часа и не более 5-6 часов до момента осмотра трупа 22 июня 2009 года в 20 часов 32 минуты. При исследовании трупа К. у него обнаружено 5 ран: две колото-резаные раны - на грудной клетке слева и на спине справа в проекции правой лопатки, недоступная для причинения собственной рукой; и три резаные раны - две раны на левом плече и поверхностная рана левой кисти; а также кровоизлияния в теменной области справа и верхней губы слева, ссадины на левой щеке, кровоподтек на задней поверхности правого бедра, образовавшиеся от действия твердого тупого предмета или при ударе о таковой.
Все имеющиеся повреждения были причинены К. прижизненно, незадолго до смерти.
Колото-резаные раны грудной клетки причинены плоским удлиненным предметом, обладавшим колюще-режущим действием и имевшим в следообразующей части острие, режущую кромку (лезвие) и обух, например, клинком ножа. В крови и моче трупа К. обнаружен этиловый спирт в концентрации, свидетельствующей о сильной степени его алкогольного опьянения при жизни. (том 2 л.д. 42-52, 201-210)
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта причиной смерти Б. явились колото-резаные раны грудной клетки, проникающие в грудную полость с повреждением сердца и легкого, которые сопровождались наружным и внутренним кровотечением, что привело к массивной кровопотере.
Смерть Б. наступила не менее чем за 2-4 часа и не более 5-6 часов до момента осмотра трупа 22 июня 2009 года в 21 час 45 минут.
В ходе медицинского освидетельствования на трупе Б. было обнаружено 5 ран: две колото-резаные раны в проекции верхней трети грудины и в проекции правой ключицы, которые могли образоваться от действия предмета, обладающего колюще-режущим свойством, каким мог быть клинок ножа с односторонней заточкой; рана теменной области справа, две поверхностные резаные раны на левом запястье по локтевой поверхности; а также ссадины шеи и кровоподтек поверхности правого бедра, которые могли возникнуть от действия твердого тупого предмета или при ударе о таковой.
Все обнаруженные повреждения были причинены Б. прижизненно, незадолго до наступления смерти. В крови и моче трупа Б. обнаружен этиловый спирт в концентрации, свидетельствующей о сильной степени ее алкогольного опьянения при жизни. (том 2 л.д. 56-67, 188-196)
Изъятый в ходе осмотра места происшествия нож был осмотрен и исследован судебно-медицинскими экспертами, обнаружившими на нем кровь, которая, согласно заключению, могла произойти от Б., но не от К. и Платоновой С.А.
Колото-резаные повреждения, обнаруженные у К. и Б., могли быть причинены клинком ножа, изъятого в ходе осмотра места происшествия.
Повреждения на одежде, изъятой с трупа К., могли быть образованы этим же ножом, либо другим ножом с похожим по форме и размерам клинком. (том 2 л.д. 95, 110-117, 122-134, 169-174, 98-102, 222-228, 234-236)
Подсудимая Платонова С.А. в судебном заседании подтвердила, что именно ножом, изъятым в ходе осмотра места происшествия (том 2 л.д. 174, иллюстрация №10), она наносила удары К. и Б.
На одежде Платоновой С.А., как следует из заключения судебно-медицинского эксперта, обнаружена кровь, которая могла произойти: на кофте - от Б., на брюках и домашних туфлях - от К.
В смывах с различных объектов на месте происшествия обнаружена кровь, которая может происходить от Б.
В смыве с поверхности холодильника в кухне и на передней поверхности левой половины брюк Платоновой С.А. обнаружена кровь, происхождение которой не исключается в случае смешения крови Б. с кровью К. и\или Платоновой С.А. (том 2 л.д. 80-99, 101-105, 95-96)
23 июня 2009 года Платонова С.А. обратилась в ОВД по Бокситогорскому району Ленинградской области с явкой с повинной, сообщив об обстоятельствах, при которых убила К. и Б., на схеме указала расположение трупов К. и Б., а также место, куда выбросила нож, которым наносила удары. Кроме того, Платонова С.А. собственноручно нарисовала нож, которым причинила потерпевшим ранения. (том 1 л.д. 81-84)
В ходе допроса в качестве подозреваемой Платонова С.А. показала, что 21 июня 2009 года к ней домой приходили К. и Б., они вместе распивали спиртные напитки. Утром 22 июня 2009 года она обнаружила, что из холодильника пропал кусок мяса, который могли похитить только К. и Б. Она пошла к ним, и они вместе стали употреблять спиртные напитки, которые закусывали супом и кашей со свининой, которая, по ее мнению, была украдена у нее. После совместного распития спиртного в течение длительного времени она спросила у К., зачем он украл у нее кусок мяса, он это отрицал, между ними возник словесный конфликт, в ходе которого К. ударил ее кулаком по лицу, разбив ей губу, после чего пошел в коридор, она взяла со стола нож, догнала К. у двери и нанесла ему удар ножом в спину, возможно, нанесла несколько ударов. К. упал на пороге двери лицом вниз. В этот момент из комнаты выбежала Б., стала хватать ее за плечи, тогда она развернулась и ударила Б. ножом в область груди, возможно, нанесла ей несколько ударов, от которых Б. осела на пол при входе в кухню. Окровавленный нож Платонова С.А., согласно ее показаниям, выбросила в большой комнате за тумбу с двумя телевизорами. После этого она позвонила в дверь квартиры напротив и попросила живущую там женщину вызвать милицию. (том 1 л.д. 119-125)
Изложенные в показаниях и изображенные Платоновой С.А. на схемах обстоятельства причинения потерпевшим смерти соответствуют результатам осмотра места происшествия, заключениям экспертов, согласуются с показаниями свидетелей.
Как показала свидетель Т., проживавшая в соседней с К. квартире, 22 июня 2009 года в ее дверь постучала незнакомая женщина, сообщившая о смерти К., сама она также увидела труп К., лежащий на пороге его квартире. В дальнейшем в течение двух часов эта женщина оставалась в подъезде и плакала. (том 1 л.д. 193-194)
Из показаний свидетеля Г. следует, что 22 июня 2009 года она видела своего соседа по дому К. с его сожительницей и женщиной плотного телосложения, родственницей его сожительницы, потом эта женщина, находившаяся в состоянии алкогольного опьянения, заходила к ней одна и спрашивала, не вызывала ли она милицию. Также она слышала топот в квартире К. (том 1 л.д. 191-192)
Свидетели Г. и Т. не были допрошены в судебном заседании в связи с их смертью, в то же время, анализируя их показания и сопоставляя их с показаниями подсудимой Платоновой С.А., суд приходит к выводу, что незнакомой им женщиной свидетели называли именно Платонову С.А.
Согласно показаниям свидетеля О. к его соседям по квартире Ч-ну и Платоновой С.А. приходили родственница последней Ирина и мужчина по имени Алексей, в ходе их совместного с Платоновой С.А. распития спиртных напитков между ними происходили конфликты. В один из дней лета 2009 года Платонова С.А. также приводила к себе Ирину и Алексея, затем взяла у него в долг деньги, а спустя некоторое время пришла в его комнату одна, находилась в состоянии алкогольного опьянения, плакала, сказала, что зарезала Ирину и Алексея. Вечером он сообщил Ч-ну об убийстве племянницы Платоновой С.А. (том 2 л.д.14-15)
Свидетель Ч-н. в судебном заседании подтвердил, что 21 июня 2009 года к ним с Платоновой С.А. приходили К. и Б., которые вместе с Платоновой С.А. распивали спиртные напитки. На следующий день вечером он узнал о смерти потерпевших. Между Платоновой С.А. и Б. периодически возникали конфликты, и ему приходилось их разнимать.
В соответствии с протоколом проверки показаний на месте Платонова С.А. подтвердила свои показания не месте происшествия (том 1 л.д. 130-159), демонстрируя свои и действия потерпевших с помощью статиста.
Согласно заключениям судебно-медицинского эксперта, данным по результатам проведения дополнительных исследований, обнаруженные у Б. телесные повреждения могли быть получены в срок и при обстоятельствах, изложенных Платоновой С.А. в протоколе явки с повинной, в показаниях в качестве подозреваемой и при проверке ее показаний на месте. Механизм образования повреждений, обнаруженных у К., сроки их причинения не противоречат обстоятельствам, изложенным Платоновой С.А. В то же время количество повреждений и их локализация не соответствуют количеству ударов и взаимному расположению потерпевшего и нападавшего по показаниям Платоновой С.А. (том 2 л.д. 188-196, 201-210)
Показания подсудимой Платоновой С.А., данные ею в ходе предварительного следствия и подтвержденные ею в ходе судебного следствия, суд признает допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку они подтверждаются совокупностью других доказательств по делу. Оснований для самооговора Платоновой С.А. судом не установлено. Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих об умышленном искажении Платоновой С.А. обстоятельств совершенного ею преступления.
Противоречия между выводами эксперта о количестве повреждений, обнаруженных при исследовании трупа К., и их локализации и показаниями Платоновой С.А. суд признает несущественными, принимая во внимание, что Платонова С.А. не делала категоричных заявлений относительно количества нанесенных ею ударов К., утверждая, что нанесла ему один удар ножом в спину, относительно локализации других ударов не высказывалась. Учитывая результаты осмотра трупа К. на месте происшествия и выводы судебно-медицинского эксперта о количестве обнаруженных у потерпевшего повреждений суд полагает установленным, что Платонова С.А. умышленно нанесла К. 5 ударов ножом в различные области тела. Наличие на куртке К. большего количества повреждений, которые, по мнению эксперта, образовались не менее чем от 8 воздействий колюще-режущего предмета, каким мог быть изъятый при осмотре места происшествия нож (том 2 л.д. 222-224), при отсутствии такого же количества повреждений на свитере, тельняшке и теле К., само по себе не является достаточным основанием для утверждения, что Платонова С.А. умышленно нанесла К. не менее 9 ударов ножом в различные части тела. При таких обстоятельствах суд исключает из предъявленного Платоновой С.А. обвинения нанесение К. 4 ударов ножом.
Показания Платоновой С.А., согласно которым в ходе их конфликта К. нанес ей удар кулаком в лицо, из-за чего она разозлилась и совершила убийство сначала К., а потом вступившейся за него Б., не опровергнуты представленными доказательствами.
Как следует из протокола освидетельствования Платоновой С.А. от 23 июня 2009 года, у нее обнаружено несвежее повреждение на слизистой верхней губы со стороны ротовой полости. (том 1 л.д. 89-92) Согласно заключению эксперта, описанные изменения слизистой судебно-медицинской оценке не подлежат в связи с отсутствием детального описания. (том 2 л.д. 214-215)
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает их допустимыми и достоверными, а вину подсудимой Платоновой С.А. в совершении убийства К. и Б. - доказанной.
Об умысле на лишение потерпевших жизни свидетельствуют действия Платоновой С.А., выбранное орудие преступления - нож, которым она наносила удары К. и Б. неоднократно, в области расположения жизненно-важных органов. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что в момент причинения потерпевшим смерти Платонова С.А. не находилась в состоянии необходимой обороны либо в состоянии аффекта.
Действия Платоновой С.А. суд квалифицирует по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство двух лиц.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного, данные о личности виновной, наличие отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой и условия жизни ее семьи.
Согласно заключению экспертов-психиатров Платонова С.А. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики не страдает<.....> могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера Платонова С.А. не нуждается. По заключению эксперта-психолога у Платоновой С.А. выявлены индивидуально-психологические особенности, <....>, которые не оказали существенного влияния на ее сознание и поведение, не нарушали способности к осознанно-волевой регуляции поведения. (том 2 л.д. 141-145)
В заключении экспертов подробно изложены использованные методики, результаты клинического обследования Платоновой С.А., имеются ссылки на материалы дела и медицинские документы. Суд признает заключение экспертов достоверным, поскольку оно является мотивированным, соответствует материалам дела (том 2 л.д. 140, 251-254). Оснований сомневаться в компетентности экспертов у суда не имеется.
Суд признает Платонову С.А. вменяемой.
Платонова С.А. ранее не судима, <данные изъяты>. Отягчающих наказание Платоновой С.А. обстоятельств судом не установлено. В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает в соответствии с п. «з, и» ч. 1 ст. 61 УК РФ противоправность поведения потерпевшего К., ударившего Платонову С.А. по лицу, что явилось поводом для преступления; явку с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступления, выразившееся в даче Платоновой С.А. подробных показаний об обстоятельствах совершенного. При таких обстоятельствах суд назначает Платоновой С.А. наказание в виде лишения свободы в пределах санкции статьи. Оснований для применения ст. 64 и 73 УК РФ суд не усматривает.
Определяя режим исправительной колонии, суд руководствуется требованиями ст. 58 УК РФ.
Решая судьбу вещественных доказательств, суд применяет правила, установленные ст. 81 УПК РФ не являются, не запрещены к обращению, в связи с чем подлежат передаче законному владельцу, каковым суд полагает Ч-на
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать ПЛАТОНОВУ С.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок ОДИННАДЦАТЬ лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Платоновой С.А. в виде заключения под стражу оставить без изменения. Срок отбывания наказания Платоновой С.А. исчислять с 16 июня 2010 года, зачесть в срок отбытия наказания содержание Платоновой С.А. под стражей с 23 июня 2009 года по 15 июня 2010 года включительно.
Вещественные доказательства, хранящиеся при уголовном деле: женскую куртку, женскую кофту, джинсы, фрагмент ковровой дорожки; нож с рукояткой, обмотанной веревкой; коричневую сумку, наволочку, женскую сиреневую кофту, брюки, туфли; куртку, свитер и тельняшку К. - уничтожить; два ножа, изъятые при обыске по месту жительства Платоновой С.А., передать Ч-ну по его заявлению, в случае невостребования - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденной - в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья \подпись\
.