22-1753/2011



    Дело

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                     07 сентября 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Эдвардса Д.В.,

судей Степановой В.В. и Татарникова С.А.,

при секретаре Кошкиной М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2011 года кассационную жалобу осужденного Церулькевича ФИО20 на приговор Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 июня 2011 года, которым

ЦЕРУЛЬКЕВИЧ ФИО21, <данные изъяты>, уроженец пос. <адрес>, гражданин <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированный и проживающий: <адрес> не имеющий судимостей,

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ (в ред.Федерального закона от 27.12.2009 года № 377-ФЗ) к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Эдвардса Д.В., объяснение адвоката Моровой И.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы и просившей изменить приговор суда в части назначенного осужденному наказания, мнение прокурора Дубова А.Б., полагавшего, что приговор суда является законным и обоснованными и не подлежит отмене или изменению, судебная коллегия

установила:

Приговором суда Церулькевич ФИО22 признан виновным в том, что он совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Согласно приговору суда, 05 марта 2011 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в д<адрес>, на почве личных неприязненных отношений, Церулькевич ФИО23., умышленно, с целью убийства, нанес ФИО24 удар ножом в область левой половины туловища, после чего, действуя в продолжение своего преступного умысла, нанес лежавшему на кровати ФИО25 удар другим ножом в ту же область туловища, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в виде колото-резаных ранений левой половины грудной клетки и живота, проникающих в левую плевральную и брюшную полости, с повреждением внутренних органов, кроме того, причинил легкий вред здоровью в виде поверхностной резаной раны левой половины передней брюшной стенки. В результате умышленных действий Церулькевича ФИО26 смерть потерпевшего наступила 06 марта 2011 года в 11 часов 30 минут в ЦРКБ от колото-резаных ранений левой половины грудной клетки и живота, проникающих в левую плевральную и брюшную полости, с повреждением сердца, печени, желудка, левого купола диафрагмы, сопровождавшихся кровотечением в брюшную полость, осложнившихся шоком тяжелой степени, отеком легких и ткани головного мозга.

В судебном заседании Церулькевич ФИО27 вину признал полностью, от дачи показаний отказался, но при этом подтвердил показания, данные им в ходе предварительного расследования.

В кассационной жалобе осужденный Церулькевич ФИО28 просит снизить ему срок назначенного наказания, учитывая его явку с повинной, возраст и наличие тяжелого заболевания - туберкулеза легких. Указывает, что было нарушено его праву на защиту, поскольку на стадии предварительного следствия подписывал документы без участия адвоката, адвокат Ковалишина О.Б. должным образом не осуществляла его защиту. Также ссылается на противоречия в показаниях свидетелей.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что выводы суда о доказанности вины Церулькевича С.М. в совершении преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах, подробно изложенных в приговоре и получивших соответствующую оценку суда.

В ходе предварительного следствия Церулькевич ФИО29 показал, что 04 марта 2011 года вечером он пришел в гости к своим знакомым ФИО30 и ФИО31 проживающим в <адрес>, где находились ФИО32 со своим сожителем ФИО33 и ФИО34 со своим сожителем ФИО35. Они вместе распили спирт, затем примерно около 2 часов ночи он сходил еще за спиртным и они продолжили употреблять спиртное. У него сложилось негативное отношение к ФИО36 поскольку тот не работал, выпивал, по дому не помогал и жил за счет своей сожительницы,. Такое поведение ФИО38 его раздражало. 05 марта около 5 или 6 часов он взял со стола нож с пластиковой рукояткой и нанес им удар ФИО37 в область груди, тот упал, а он ушел на кухню, где из ящика кухонного стола взял нож с деревянной рукояткой темного цвета, вновь зашел в комнату и нанес лежащему на диване ФИО39 еще один удар ножом в область живота.

При проверке показаний Церулькевича ФИО40 на месте он продемонстрировал на статисте механизм нанесения потерпевшему ударов ножом в область грудной клетки и живота. (т.1 л.д.73-86).

Виновность Церулькевича ФИО41 помимо его признательных показаний, подтверждается совокупностью доказательств, тщательно исследованных в процессе судебного разбирательства, в том числе показаниями свидетелей ФИО45ФИО44 заключениями судебно-медицинского эксперта о характере, локализации и механизме образования причиненных потерпевшему колото-резаных ранений.

Данные доказательства согласуются между собой и с иными доказательствами, в том числе с протоколами осмотров места происшествия и предметов, изъятых с места происшествия.

Согласно показаниям свидетеля ФИО46 04 марта 2011 года она со своим сожителем, ее дочь со своим сожителем и Церулькевич ФИО47 распивали спиртные напитки в ее доме. Ночью 5 марта 2011 года Церулькевич ФИО48 принес еще спиртного, и они продолжили выпивать в большой комнате. Затем она легла спать, проснулась около 6-7 часов; в комнате находились ее сожитель, дочь с сожителем и Церулькевич ФИО49 все были пьяные. В какой-то момент Церулькевич ФИО50 вышел на кухню, вернулся с ножом с красно-белой рукояткой, подошел к стоящему у печки ФИО51 и ударил его ножом в нижнюю часть груди, после чего бросил нож на пол и ушел в кухню. После удара ФИО52 упал на пол, из раны пошла кровь, она и дочь помогли ему лечь на диван. Затем в комнату зашел Церулькевич ФИО53 с другим ножом с рукояткой темно-коричневого цвета, подошел к лежащему на диване Константинову ФИО54 и ударил его ножом в живот, нож оставил в теле, а сам ушел на кухню. Потом ее по просьбе ФИО55 ФИО56. вытащила нож из раны, после чего они вызвали скорую помощь и милицию.

Согласно показаниям свидетеля ФИО57 05 марта около 6-7 часов Церулькевич ФИО58 зашел в комнату, где в это время находилась она, ее мать и их сожители, подошел к стоящему у печки ФИО59 и ударил его ножом в нижнюю часть груди, бросил нож на пол и ушел на кухню. ФИО60 упал, из раны пошла кровь. Она с матерью помогла ему лечь на диван. Затем она вышла в туалет; когда через несколько минут вернулась в комнату, мать ей сообщила, что Церулькевич ФИО61 еще раз ударил ФИО62 ножом в живот. По просьбе ФИО63 она вытащила из раны нож, потом вызвали скорую и милицию.

Из показаний свидетеля ФИО64 усматривается, что в ночь с 04 на 05 марта 2011 года он со своей сожительницей, ее дочерью и сожителем, а также с Церулькевичем ФИО65. распивал спиртные напитки. Когда он утром проснулся, Церулькевич ФИО66 ему сообщил, что убил ФИО67 а его сожительница рассказала, что Церулькевич ФИО68 ударил ФИО69 два раза ножами.

Оснований для самооговора Церулькевича ФИО70 или для его оговора указанными свидетелями лицами не усматривается. По делу не имеется данных, свидетельствующих об оказании кем-либо незаконного воздействия на виновного или на свидетелей с целью привлечения к уголовной ответственности именно Церулькевича ФИО71

Неточности и противоречия в показаниях допрошенных по делу свидетелей в судебном заседании были устранены путем оглашения их показаний, данных ими в ходе предварительного следствия.

Согласно телефонограмме № 328, 05 марта 2011 года ФИО72 был доставлен в ЦРКБ с проникающими ножевыми ранениями грудной клетки и живота.

При осмотре места происшествия - дома 19 в деревне Новые Черницы в большой комнате на диване, на покрывале и подушке обнаружены следы вещества красно-бурого цвета, на полу возле дивана обнаружен нож с пластиковой рукояткой красно-белого цвета, на полу возле печки обнаружен нож с деревянной рукояткой.

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта смерть ФИО14 наступила 06 марта 2011 года от колото-резаных ранений левой половины грудной клетки и живота, проникающих в левую плевральную и брюшную полости, с повреждением сердца, печени, желудка, левого купола диафрагмы, наличием жидкой крови в брюшной полости, сопровождавшихся кровотечением в брюшную полость, осложнившихся шоком тяжелой степени, отеком легких и ткани головного мозга. Колото-резаные ранения груди и живота, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, причинены прижизненно, в один, неразличимый по морфологическим признакам, промежуток времени, исчисляемый несколькими часами до поступления в ЦРКБ, в результате воздействия острого орудия. Указанные повреждения находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти потерпевшего.

Согласно дополнительному заключения судебно-медицинского эксперта, обнаруженные при исследовании трупа ФИО14 два колото-резаных ранения левой половины грудной клетки и живота могли образоваться при обстоятельствах и по механизму, указанных Церулькевичем ФИО73. в ходе проверки его показаний на месте происшествия.

Из протокола осмотра предметов, признанных по делу вещественными доказательствами, усматривается, что на клинках 2 ножей, изъятых с места происшествия, имеются следы вещества красно-бурого цвета.

Согласно заключению эксперта-биолога, обнаруженная на двух ножах, изъятых с места происшествия, кровь произошла от ФИО14; а следы пота, смешанные с кровью, обнаруженные на рукоятках ножей, произошли в результате смешения крови (пота) потерпевшего с кровью (потом) Церулькевича ФИО74

Достоверность и допустимость доказательств виновности осужденного, приведенных в приговоре в обоснование выводов суда, сомнений не вызывает, поскольку они собраны с соблюдением требований УПК РФ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что исследованным в судебном заседании доказательствам суд дал надлежащую оценку и пришел к правильным выводам об их достаточности для подтверждения виновности Церулькевича ФИО75

Имеющиеся сведения о несвоевременном доставлении ФИО14 в лечебное учреждение не оказывают какого-либо влияния на правильность выводов суда о виновности Церулькевича ФИО76 в совершении именно убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку, поскольку о направленности умысла виновного именно на лишение жизни ФИО14 свидетельствуют его действия, выразившиеся в умышленном нанесении потерпевшему двух ударов двумя ножами в жизненно-важные органы.

Данных о противоправном поведении ФИО14 или о совершении им каких-либо агрессивных действий в отношении Церулькевича ФИО77 по делу не имеется.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о нарушении права Церулькевича ФИО78 на защиту или о нарушении требований уголовно-процессуального закона при производстве предварительного следствия и в судебном заседании несостоятельны и не подтверждаются материалами уголовного дела.

Предварительное и судебное следствие проведены по делу в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального закона. Данных об их неполноте не имеется. Из протокола судебного заседания следует, что участникам процесса судом были созданы надлежащие условия для реализации процессуальных прав.

Сторона защиты не была лишена возможности, как в ходе предварительного следствия, так и в процессе судебного разбирательства, представлять доказательства по делу и осуществлять свои процессуальные права иными предусмотренными законом способами.

Нарушений права осужденного на защиту не выявлено. В ходе предварительного следствия Церулькевич ФИО79 не заявлял отводов своему защитнику - адвокату Ковалишиной О.Б., заявленный им отвод ей в ходе судебного заседания был обоснованно признан судом немотивированным и не подлежащим удовлетворению. Данных о ненадлежащем оказании данным адвокатом юридической помощи обвиняемому не имеется.

В процессе судебного разбирательства была произведена замена защитника, оказание юридической помощи обвиняемому было поручено адвокату Юнгу С.С., против участия которого Церулькевич ФИО80 не возражал. С участием адвоката Юнга С.С. судебное следствие по делу было окончено, против окончания которого подсудимый и его защитник не возражали.

Действиям осужденного судом дана надлежащая юридическая оценка.

Доводы о назначении Церулькевичу ФИО81 чрезмерно сурового наказания также несостоятельны.

При назначении Церулькевичу ФИО82 наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного деяния, данные о личности виновного, влияние назначенного наказания на его исправление, а также смягчающее наказание обстоятельство - явку с повинной.

Из материалов дела усматривается, что Церулькевич ФИО83 имеет постоянное место жительства, по которому характеризуется как лицо, злоупотребляющее спиртными напитками, не трудоустроен, постоянного источника доходов не имеет, состоит на учете у нарколога.

Наличие у Церулькевича ФИО84 туберкулеза легких в соответствии с требованиями ст.61 УК РФ не является обстоятельством, которое безоговорочно должно быть признано в качестве смягчающего наказание.

С учетом данных о личности виновного суд сделан правильный вывод о необходимости назначения ему наказания, связанного с реальным лишением свободы, при этом суд счел возможным не назначать виновному дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

Назначенное осужденному наказание с учетом обстоятельств дела нельзя признать чрезмерно суровым; оно справедливо, соответствует содеянному и закону.

Каких-либо оснований для смягчения наказания либо применения к осужденному положений ст.ст. 64 или 73 УК РФ не усматривается.

По делу не допущено нарушение норм уголовно-процессуального и уголовного закона, влекущих безусловную отмену приговора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 июня 2011 года в отношении Церулькевича ФИО86 оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Церулькевича ФИО85 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: