Дело № 3-61/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 11 июня 2010года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора-Бобковой Г.Г.,
при секретаре- Лебедевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело позаявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими абзаца2пункта1.5Постановления Правительства Ленинградской области от11.12.2008г. № 390 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области» (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от03.03.2010г. № 44) в части,а также Приложений1и2к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,
установил:
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента вынесения решения абзаца2пункта1.5Постановления Правительства Ленинградской области от11.12.2008г. № 390 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области» (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от03.03.2010г. № 44) в части слов «по формам согласно приложениям1и2к настоящим Правилам» и Приложений1и2 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области.В обоснование требований указано,что оспариваемыми нормами утверждены формы договоров обязательного медицинского страхования,что согласно статье4Закона Российской Федерации № 1499-1от28.06.1991г. является компетенцией Российской Федерации.Типовые формы договоров обязательного медицинского страхования утверждены Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации № 1018от11.10.1993г. «О мерах по выполнению закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».Формы договоров обязательного медицинского страхования граждан,утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области № 390 от11.12.2008г.,по форме и содержанию не соответствуют типовым договорам,утвержденным названным выше Постановлением Совета Министров (Правительства) Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.Таким образом,Постановление Правительства Ленинградской области № 390 от11.12.2008г.в оспариваемой части принято с превышением компетенции.По существу,из текста заявления следует,что прокурором оспаривается пункт1.5Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Ленинградской области от11.12.2008г. № 390 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области» (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от03.03.2010г. № 44) в приведенной выше части и Приложения1и2к названным Правилам.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бобкова Г.Г.просит заявление прокурора удовлетворить по изложенным в нем основаниям,считает,что оспариваемым нормативным правовым актом Правительство Ленинградской области утвердило именно типовые формы договоров обязательного медицинского страхования (что следует из анализа текста Постановления,Правил и Приложений к ним),чем вышло за пределы имеющихся полномочий.Утвержденные Правительством Ленинградской области формы договора обязательного медицинского страхования не соответствуют формам,утвержденным Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.
В письменных возражениях представитель Правительства Ленинградской области Андреев К.В.просит отказать в удовлетворении заявления прокурора; считает,что формы,утвержденные в оспариваемом постановлении,носят рекомендательный характер,что подтверждается и имеющейся судебной практикой.В федеральном законодательстве отсутствуют нормы,запрещающие утверждение на территории субъектов Российской Федерации форм договоров обязательного медицинского страхования.Обращает внимание на то,что с1января2010года изменен порядок уплаты страховых взносов,но Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.не приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством.Названным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации устанавливаются лишь общие требования к Правилам обязательного медицинского страхования,утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Андреев К.В.просит отказать в удовлетворении заявления прокурора,считает его необоснованным по приведенным в возражениях основаниям.
Изучив материалы дела,заслушав участвующего в деле прокурора Бобкову Г.Г.,а также представителя Правительства Ленинградской области Андреева К.В.,исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67ГПК РФ в совокупности,суд приходит к следующему.
Согласно ст.13ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления,а в случаях,предусмотренных законом,также нормативный акт,не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью2статьи253ГПК РФ,установив,что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту,имеющему большую юридическую силу,суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части содняего принятия или иного указанного судом времени.
11декабря2008года принято Постановление Правительства Ленинградской области № 390 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области».Постановлением Правительства Ленинградской области № 44от03.03.2010г.внесены изменения в указанное выше Постановление Правительства Ленинградской области № 390от11.12.2008г.Приведенные постановления опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области - в Вестниках Правительства Ленинградской области от26.12.2008г. и от12.04.2010г.Постановление Правительства Ленинградской области № 390от11.12.2008г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области № 44от03.03.2010г.) вступило в силу и является действующим.
Оспариваемым постановлением утверждены Правила обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,состоящие из6разделов и нескольких приложений.
Абзацем2пункта1.5Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области № 390от11.12.2008г., предусмотрено,что Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее-ЛОФОМС) осуществляет обязательное медицинское страхование граждан через свои филиалы,а также через страховые медицинские организации,заключившие договор обязательного медицинского страхования работающих граждан и договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан по формам согласно приложениям1и2к настоящим Правилам.
Приложение1к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области содержит форму договора обязательного медицинского страхования работающих граждан,а Приложение2к названным правилам содержит форму договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан.
В силу пункта «ж» части1статьи72Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,изданным в Российской Федерации,действует федеральный закон (части2и5статьи76Конституции Российской Федерации).
Пунктом1статьи1Федерального закона184-ФЗ от06.10.99г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено,что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ,разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно статье 3Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской федерации22.07.1993г. № 5487-1) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации,настоящих Основ,иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов,законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей2Федерального закона № 165-ФЗ от16.07.1999г. «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено,что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона,иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов российской Федерации,а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые,экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определены в Законе Российской Федерации № 1499-1от28.06.1991г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».В статье4названного Закона Российской Федерации установлено,что медицинское страхование осуществляется в форме договора,заключаемого между субъектами медицинского страхования; форма типовых договоров обязательного и добровольного медицинского страхования,порядок и условия их заключения устанавливаются Советом Министров Российской Федерации.
В соответствии с приведенной федеральной нормой пунктом2 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г. «О мерах выполнения закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» утверждены типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан (Приложения1и2).
Из текста пункта1.5Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 390от11.12.2008г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области № 44от03.03.2010г.), следует,что абзацем2названного пункта утверждены,по существу,типовые,обязательные к исполнению всеми лицами,формы договоров обязательного медицинского страхования,приведенные в Приложениях1и2.Довод представителя заинтересованного лица о том,что пункт1.5приведенных Правил носит рекомендательный характер не соответствует тексту пункта1.5 указанных областных Правил.
Утвердив же типовые формы договоров обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан в Ленинградской области,Правительство Ленинградской области вышло за пределы предоставленных ему федеральным и областным законодательством полномочий и урегулировало отношения,относящиеся к компетенции Российской Федерации,нарушив требования статьи4Закона Российской Федерации от28.06.1991г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,пункта2Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.
Является обоснованным и утверждение прокурора о том,что типовые формы договоров обязательного медицинского страхования,приведенные в Приложениях1и2 к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,отличаются от типовых договоров обязательного медицинского страхования граждан,утвержденных пунктом2Постановления Совета Министров-Правительством Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.как по форме,так и по содержанию.Так,разделII иIV формы договора обязательного страхования работающих граждан,утвержденной областными Правилами,отличается от разделов II иIV типового договора обязательного медицинского страхования работающих граждан,утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.РазделыII,III,IV формы договора обязательного страхования неработающих граждан,утвержденной областными Правилами,отличаются по своему содержанию от соответствующих разделов типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан,утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.
Таким образом,формы договоров обязательного медицинского страхования (работающих и неработающих) граждан в Ленинградской области,утвержденные областными Правилами,и по существу,не воспроизводят типовые договоры обязательного медицинского страхования,утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1018от11.10.1993г.
По изложенным основаниям оспариваемые правовые нормы подлежат признанию недействующими,как принятые Правительством Ленинградской области с превышением своих полномочий,что согласно разъяснению,содержащемуся в пункте17Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48от29.11.2007г.,является достаточным основанием для признания оспариваемой правовой нормы недействующей.
При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает и выводы экспертного заключения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от20.08.2009г. на Постановление Правительства Ленинградской области № 390от11.12.2008г.
Руководствуясь статьей253ГПК РФ,разъяснениями,содержащимися в пункте28Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48от29.11.2007г.,учитывая конкретные обстоятельства,тот факт,что Постановление Правительства Ленинградской области № 390от11.12.2008г. применялось,суд считает,что оспариваемые нормы надлежит признать недействующимис момента вступления решения суда в законную силу,а в части требований прокурора о признании недействующими оспариваемых норм с момента вынесения решения суда надлежит отказать.
В остальной части доводы и возражения представителя заинтересованного лица сводятся к неверному толкованию норм федерального и областного законодательства.
Руководствуясь статьями194-198,253ГражданскогоПроцессуальногоКодекса РоссийскойФедерации,суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
Абзац2пункта1.5Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от11.12.2008г. № 390 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области» (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от03.03.2010г.№ 44) в части слов «по формам согласно приложениям1и2к настоящим Правилам»;
Приложения1и2к Правилам обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области,утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от11.12.2008г. № 390 «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области» (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от03.03.2010г. № 44).
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение10дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме ХХХХХХХа