3-43/2010 ~ М-66/2010



Дело № 3-43/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 7 июня 2010года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора Гавриловой Е.В.,

при секретаре Фроловой Я.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело позаявлению ООО «РКС-энерго» о признании недействительным пункта1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета»,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «РКС-энерго» обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействительным пункта1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета».

В обоснование требований в заявлении отражено,что обжалуемое Постановление Правительства Ленинградской области утверждает нормативы потребления электроэнергии без дифференциации их в зависимости от числа комнат в квартире,что противоречит пунктам10и24Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 306от23.05.2006г.,предусматривающим такую дифференциацию при расчете норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению.

Общество является гарантирующим поставщиком,осуществляющим свою деятельность на территории Ленинградской области.Применение обжалуемого Постановления при поломке прибора учета приведет к неправильному определению объема потребительской услуги,а именно,владелец многокомнатного жилого дома будет оплачивать услугу по тому же нормативу,что и владелец однокомнатной квартиры,что нарушает права Общества.

В судебном заседании представитель ООО «РКС-энерго» Е.просит признать недействительным пункт1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.по основаниям,изложенным в заявлениях,обращает внимание на то,что обжалуемым пунктом,по существу,утверждены усредненные нормативы,что не предусмотрено Федеральными правилами.В соответствии с Федеральными правилами должны быть рассчитаны нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению не усредненные,а дифференцированные в зависимости от количества комнат и числа человек,проживающих в квартире,что сделано в иным субъектах РФ (например,в Санкт-Петербурге).Таким образом,должно быть рассчитано несколько нормативов,а не единый усредненный норматив по группе домов с детализацией только по количеству лиц,проживающих в квартире.Такая дифференциация должна быть отражена в пунктах1-7Приложения1к Постановлению Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.Просит признать недействительным пункт1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.,так как это позволит избежать правовой неопределенности и не приведет к нарушению прав граждан.

Представитель ООО «РКС-энерго» Е.также просит признать недействительным пункт1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.

В письменных возражениях представитель Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н.просит в удовлетворении заявления отказать,полагая,что обжалуемое постановление принято во исполнение норм федерального законодательства и в пределах предоставленных полномочий; после анализа результатов потребления электроэнергии потребителями,проведенного по инициативе энергоснабжающих организаций,нормативы потребления электроэнергии рассчитаны с применением метода аналогов; при проведении расчетов учитывались и данные о количестве комнат в квартире и количество проживающих.В соответствии с пунктом10Приложения к Федеральным правилам,определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению не предусматривает утверждение норматива с выделением отдельной шкалы дифференциации в зависимости от количества комнат в жилом помещении.

В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н.просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям,приведенным в письменных возражениях.Полагает,что при расчете норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению с применением метода аналогов не установлено прямой зависимости от числа комнат в квартире.ООО «РКС-энерго» не доказало наличие нарушения их прав; по существу, права Общества нарушаются не обжалуемой нормой,а недобросовестными потребителями,которые намеренно ломают приборы учета.

Представитель Правительства Ленинградской области Лысенко Т.С.просит отказать в удовлетворении заявления,отмечает,что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению рассчитаны с применением метода аналогов с дифференциацией по степени благоустройства.При расчетах использовалась формула4 (Приложение10к Федеральным Правилам),учитывалось и количество проживающих в квартире и количество комнат.Так как разница в рассчитанных нормативах (при дифференциации в зависимости от количества комнат) была незначительной,то затем рассчитали усредненные показатели,которые и отражены в Приложении № 1к Постановлению Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.По этой же причине в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.норматив потребления услуги в месяц был разделен только на три подгруппы по количеству проживающих в квартире.

Участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В.в заключении считает,что заявление ООО «РКС-энерго» подлежит удовлетворению в полном объеме,так как представителями Правительства Ленинградской области в нарушение статьи249ГПК РФ не представлено доказательств,подтверждающих законность и обоснованность оспариваемой областной нормы.Постановление Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.в обжалуемой части противоречит пунктам10и24Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области № 306от23.05.2006г.

Изучив материалы дела,заслушав представителей ООО «РКС-энерго» Е.и Е.,представителей Правительства Ленинградской области Яковлеву Н.Н.и Лысенко Т.С.,заключение участвующего в деле прокурора Гавриловой Е.В.,исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст.67ГПК РФ в совокупности,суд приходит к следующему.

Согласно ст.13ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления,а в случаях,предусмотренных законом,также нормативный акт,не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 2статьи253ГПК РФ,установив,что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту,имеющему большую юридическую силу,суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

29декабря2007года Правительством Ленинградской области принято Постановление № 349 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета», опубликованное в официальном издании Ленинградской области - в Вестнике Правительства Ленинградской области № 95от29.12.2007г.и вступившее в законную силу.

В преамбуле названного постановления отражено,что оно принято в соответствии со статьей157Жилищного кодекса РФ, Постановлениями Правительства РФ от23.05.2006г. № 306и от13.06.2006г. № 373.

Обжалуемое постановление содержит два приложения.

Пунктом1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета согласно Приложению № 1.

Приложение1представляет собой таблицу,состоящую из9строчек- пунктов,каждый из которых представляет определенную группу многоквартирных жилых или жилых домов,имеющих горячее водоснабжение,оборудованных газовыми или электрическими плитами,плитами на твердом топливе (7пунктов) и два пункта,характеризующих затраты на обогрев-1м^3воды и отопление-1м^2общей площади жилого помещения.

Первые7пунктов имеют единую единицу измерения-кВт.ч/чел.и содержат дифференциацию по следующим столбцам:норматив потребления услуги в месяц:

на одиноко проживающего гражданина;

на одного члена семьи,состоящей из двух человек;

на одного члена семьи,состоящей из трех и более человек.

В силу пункта «к» части1статьи72Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,изданным в Российской Федерации,действует федеральный закон (части2и5статьи76Конституции Российской Федерации).

Пунктом1статьи1Федерального закона184-ФЗ от06.10.99г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрено,что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ,разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Частью1статьи157Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено,что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.

23мая2006года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 306,которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе,по электроснабжению) и требования к их формированию.

В пункте4названных Федеральных Правил указано,что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

В1разделе названных Правил,утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.,в качестве общего требования закреплено,что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения учитываются количество комнат в квартире,высота и расположение жилых помещений (подпункт «б» пункта5).

Пунктом20Правил,утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.,предусмотрено,что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:1) метод аналогов2) экспертный метод3) расчетный метод.

При исчислении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению (кВт.ч в месяц на1человека) при помощи метода аналогов применяется формула,приведенная в пункте10Раздела1Приложения к указанным Правилам,а именно следующая формула:

W x K1 x K2

общ. i j

N = ---------------------,

Эij 2x n x K1x K2

срi срj

где:

W общ.-суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета за июнь и ноябрь;

n-количество фактически проживающих в многоквартирных домахили жилых домах человек,в отношении которых определена величина W общ.;

K1-поправочный коэффициент,характеризующий зависимость величины расхода электрической энергии от количества комнат в квартире,определяемый отдельно для многоквартирных домов или жилых домов,оборудованных газовой плитой и электроплитой;

K2-поправочный коэффициент,характеризующий зависимость величины расхода электрической энергии от количества человек,проживающих в квартире;

i-индекс,отражающий количество комнат в квартире (i = 1,2,3,4);

j-индекс,отражающий количество человек,проживающих в квартире (j = 1,2,3,4,5);

срi,срj-индексы,отражающие среднее по исследуемым многоквартирным домам или жилым домам количество комнат и количество человек,проживающих в квартирах.

Таким образом,при исчислении норматива электроснабжения при помощи метода аналогов подлежит применению,в том числе,и коэффициент К1,величины которого приведены в таблице № 5 названного Приложения и-зависят от количества комнат в квартире (1,2,3,4и более).

Названный коэффициент К1подлежит учету и при исчислении норматива потребления электрической энергии при применении расчетного метода (пункт24Раздела2Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.).

Согласно статьям3и35Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области,который в силу статьи157Жилищного кодекса РФ полномочен утверждать нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению.

Согласно Уставу предметом деятельности ООО «РКС-энерго» является,в том числе:производство,передача электроэнергии,поставка электрической энергии потребителям (пункт2.2Устава ООО «РКС-энерго»).

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области № 101-п от13.11.2006г.ООО «РКС-энерго» присвоен статус гарантирующего поставщика,осуществляющего деятельность на территории Ленинградской области с отражением границ деятельности ООО «РКС-энерго» на территории Ленинградской области (соответствующие электрические сети).

Проведенный сравнительный анализ формулы4Приложения1 к Правилам,утвержденным Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.и оспариваемого нормативного правового акта свидетельствует о том,что в приложении № 1к Постановлению Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.отсутствуют данные,свидетельствующие о том,что при исчислении приведенных в данном акте нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета,каким-либо образом учитывалось количество комнат в квартире. Из приведенной в Приложении1к оспариваемому нормативному правовому акту таблицы также не следует,что расчет данных нормативов потребления произведен именно по формуле4Раздела1Приложения к Правилам,утвержденным Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.и с учетом значений коэффициента К1,дифференцированного в зависимости от количества в квартире.

Доводы представителей Правительства Ленинградской области о том,что нормативы электроснабжения рассчитаны при помощи метода аналогов,с учетом количества комнат в квартире никакими доказательствами по делу не подтверждаются.

Кроме этого, в нарушение статьи249ГПК РФ, соответствующие расчеты представителями Правительства Ленинградской области в суд не представлены,а из сообщения заместителя председателя комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области от7.06.2010г.следует,что рабочие материалы расчетов утрачены.

Таким образом,представителями заинтересованного лица,в нарушение статьи249ГПК РФ,не представлены доказательства,подтверждающие правомерность оспариваемого нормативного правового акта,а в тексте Приложения1к Постановлению Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.отсутствуют данные,свидетельствующие о том,что при расчете нормативов электроснабжения соблюдены требования пункта5Правил,утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.,требования пункта10и24 Приложения к названным Правилам.

С учетом непредставления представителями заинтересованного лица соответствующих расчетов в порядке статьи249ГПК РФ,суд считает также обоснованным и довод заявителя о том,что представленная в таблице (Приложение1к оспариваемому Постановлению Правительства Ленинградской области) дифференциация норматива по количеству человек,проживающих в квартире,не соответствует дифференциации по количеству человек,проживающих в квартире,приведенной в таблице Приложения к Правилам,утвержденным Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г.,в соответствии с которой производится расчет коэффициента К2-характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от количества человек,проживающих в квартире (таблица6),что также свидетельствует о неправильном установлении норматива по электроснабжению.

Поэтому пункт1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.,как утвердивший норматив потребления электроэнергии,рассчитанный с нарушением требований Правил,утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306от23.05.2006г., подлежит признанию недействующим.

При рассмотрении настоящего требования суд учитывает,что заявитель является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет свою деятельность на территории Ленинградской области,оказывающий услуги по поставке электроэнергии,в том числе и в случае отсутствия приборов учета.Следовательно,положения оспариваемого нормативного правового акта,устанавливающего и норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета,затрагивают законные интересы и права заявителя.

Руководствуясь статьей253ГПК РФ,разъяснениями,содержащимися в пункте28Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от29.11.2007г.,учитывая конкретные обстоятельства,тот факт,что Постановление Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г. применялось,суд считает,что оспариваемую норму-пункт1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г.надлежит признать недействующейс момента вступления решения суда в законную силу.

Каких-либо правовых оснований для признания оспариваемой правовой нормы в соответствии с требованиями статьи253ГПК РФ с1августа2010года представителями заявителя не представлено и по делу не имеется.Поэтому в удовлетворении требования в части признания недействующим пункта1Постановления Правительства Ленинградской области № 349 от29.12.2007г. с1августа2010года надлежит отказать.

Доводы представителей заинтересованного лица о допустимости расчета «усредненных» нормативов электроснабжения,об отсутствии зависимости расчета норматива электроснабжения от количества комнат в квартире (при применении метода аналогов),о допустимости установления норматива с какой-либо дифференциацией, отличной от установленной в Приложении к Постановлению Правительства РФ № 306от23.05.2006г., не соответствует приведенным выше требованиям указанного федерального нормативного правового акта.

В остальной части доводы и возражения представителей заинтересованного лица сводятся к неверному толкованию норм федерального и областного законодательства.

Руководствуясь статьями194-198,253ГражданскогоПроцессуальногоКодекса РоссийскойФедерации,суд

решил:

Заявление ООО «РКС-энерго» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета».

В удовлетворении требования о признании недействительным пункта1Постановления Правительства Ленинградской области № 349от29.12.2007г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению гражданами,проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области,при отсутствии приборов учета» с1августа2010года,отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено ХХХХХХХ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200