3-84/2011~М-145/2011



                                                                                                   Дело № 3-84/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                                                             17 ноября 2011 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора Бобковой Г.Г.,

при секретаре Муравьевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондаренко ФИО46 о признании решения территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии <данные изъяты> незаконным, об обязании территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии отменить решение № <данные изъяты> от <данные изъяты>, об обязании территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № <данные изъяты>,

установил:

Бондаренко А.Ф. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просит: признать решение территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии № <данные изъяты> от <данные изъяты> незаконным; обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии отменить решение № <данные изъяты> от <данные изъяты>; обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу <данные изъяты>. Заявитель указал, что вывод комиссии о сборе им 14 подписей избирателей на их рабочих местах, в здании администрации <данные изъяты> городского поселения не соответствует объяснениям ФИО., приложенным письменным объяснениям избирателей, которые подтвердили, что ставили свои подписи не на рабочих местах. Избиратели ФИО48., ФИО49., ФИО50. и ФИО51. не являются работниками данной администрации. Выводы о том, что выполнение в ряде подписных листов «оглавления» методом ксерокопирования и не соответствует почерку лица, его заверившего (подписные листы №№<данные изъяты>), а в подписных листах №№<данные изъяты> «оглавление» выполнено методом ксерокопирования, а не заполнено собственноручно, что является правовым основанием для признания подписей в названных подписных листах недействительными, не соответствует действующему Федеральному закону от 12.06.2002(ред. 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». О проведении выборки подписей для проверки не был извещен, в названной процедуре участия не принимал, итоговый протокол по окончании проверки подписных листов не принимался, чем нарушены требования п.п.6,7 ст.38 названного выше Федерального закона.

В судебном заседании Бондаренко А.Ф. заявление поддерживает по изложенным в нем основаниям, указывает, что на заседании рабочей группы заявлял о необходимости опроса лиц, которые указаны в заявлении ФИО., но в этом было отказано. <данные изъяты> от ФИО53. узнал, что у него более 90 % подписей являются недействительными. На заседании комиссии не выступал, <данные изъяты> подал жалобу. В последующем, ФИО 51. и ФИО55. ему все объяснили. В заявлении изложены все обстоятельства, остальные вопросы возникли в судебном заседании.

Представитель Бондаренко А.Ф.- адвокат Сергиенко Г.Л. просит удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям, дополнительно отмечая, что изменения не были внесены в итоговый протокол ФИО56. с соблюдением установленного порядка, что подтвердил свидетель ФИО57 Поэтому, при анализе подписей, признанных комиссией недействительными, необходимо исходить из первого итогового протокола. Доказательств, подтверждающих, что избиратели ФИО58., ФИО59., ФИО60 ФИО61. поставили свои подписи на рабочих местах, по делу не имеется. Свидетель ФИО62. показал, что он не видел, кто ставил свои подписи. Свидетель ФИО58. подтвердил, что ФИО64. и ФИО65 подписи поставлены на улице. Свидетель ФИО66. подтвердил, что ФИО 65. и ФИО68 ставили свои подписи не на рабочих местах. Несмотря на свои показания, часть свидетелей и в настоящем судебном заседании поддержала кандидата Бондаренко А.Ф. Полагает, что на ряд свидетелей, с учетом конкретных обстоятельств, было оказано давление. Эти свидетели не смогли пояснить, почему они изменили свои первоначальные объяснения. Считает установленным, что на собрании <данные изъяты> присутствовала ФИО53

В письменном возражении председатель территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> считает отказ в регистрации кандидата Бондаренко А.Ф. правильным. Отмечает, что доводы Бондаренко А.Ф. за исключением выводов комиссии о сборе подписей избирателей на рабочих местах, что согласно п.6.4, п.п. «г» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред.25.07.2011) является правовым основанием для отказа в регистрации, являются обоснованными. В ходе проверки, проведенной рабочей группой выяснилось, что подписи в подписном листе № <данные изъяты><данные изъяты> по <данные изъяты> и в подписном листе № <данные изъяты>с <данные изъяты> по <данные изъяты>) собраны на рабочих местах, в здании администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> 2011 года самим кандидатом Бондаренко А.Ф. Узнав на заседании рабочей группы о претензиях к порядку сбора подписей, Бондаренко А.Ф. стал предпринимать попытки воздействия на избирателей, чтобы они дали иные объяснения по поводу порядка сбора подписей. Указание в итоговом протоколе вместо пунктов <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты> пунктов <данные изъяты> является случайным. Основания для отказа в регистрации кандидата в решении избирательной комиссии указаны правильно.

В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа № <данные изъяты> Суровцев К.В. считает отказ в регистрации кандидата правомерным. Отмечает, что действия члена избирательной комиссии ФИО56 по внесению изменений в итоговый протокол были неправильными. Поэтому необходимо учитывать только первоначальный итоговый протокол. Согласно позиции представителя решение избирательной комиссии в части указания, что недействительными являются 94 подписи, необоснованно. После проведения повторной проверки подписных листов считает, что кандидатом представлено недостаточное количество действительных подписей для регистрации (более 10 процентов от 100 подписей является недействительными). Полагает, что в подписи <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты> имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи; 12 подписей избирателей (подписи <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты> и <данные изъяты> подписи <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты>) собраны на рабочем месте. Таким образом, отказ в регистрации по основаниям п.п. «г» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002(ред. 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является обоснованным. В случае же, если суд придет к выводу о недействительности только 12 подписей, собранных на рабочих местах, основанием для отказа в регистрации является п.п. «г» п.24 ст.38 названного Федерального закона.

Участвующий в деле прокурор Бобкова Г.Г. просит в удовлетворении заявления отказать. После проведения повторной проверки подписных листов считает, что надлежит признать недействительными 8 подписей в подписном листе № <данные изъяты> и <данные изъяты> подписи в подписном листе № <данные изъяты>, так как они собраны на рабочих местах, что подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели. С учетом п.6 ст.37, п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002(ред. 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» считает, что Бондаренко А.Ф. обоснованно отказано в регистрации по основаниям п.п. «г» и «д» п.24 ст.38 настоящего Федерального закона. Выявленные недостатки в деятельности комиссии и в оформлении итогового протокола не влияют на правильность принятого комиссией решения.

Изучив материалы дела, заслушав Бондаренко А.Ф. и его представителя - Сергиенко Г.Л., а также представителя территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> Суровцева К.В., заключение прокурора Бобковой Г.Г., допросив свидетелей ФИО71, обозрев подлинные подписные листы, материалы по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата Бондаренко А.Ф., представленные в судебное заседание территориальной избирательной комиссией, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Представляемые кандидатом в избирательную комиссию подписные листы должны соответствовать требованиям, предусмотренным п.8 ст.37 и приложениям 4 и 5 Федерального закона от 12.06.2002(в редакции от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно п.6 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 (ред.25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещен сбор подписей на рабочих местах.

В п.п. «к» п.6.4 ст.38 указанного Федерального закона отражено, что одним из оснований для признания подписей недействительной является их сбор с нарушением п.6 ст.37 данного Федерального закона; в п.п. «е» п.6.4 названной федеральной нормы предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями.

В соответствии с п.п «г» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002(в редакции от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата является наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п..п. «д» п. 24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002(в редакции от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 02.09.2011 №867 назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва на 4 декабря 2011 года. Постановление опубликовано в газете «Вести» № 166 от 03.09.2011 года и вступило в силу.

Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 05.09.2011 № 69/642 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> на период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района. Постановление опубликовано в газете «Вести» № 169, 08.09.2011 и вступило в законную силу.

<данные изъяты> Бондаренко А.Ф. обратился в территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу <данные изъяты>

<данные изъяты> Бондаренко А.Ф. сдал в территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> четыре папки с 525 подписями избирателей, сложенные в 4 заклеенных конверта.

Как следует из извещений, которые обозревались в судебном заседании, <данные изъяты> Бондаренко А.Ф. был извещен по телефону о проведении <данные изъяты> выборки подписей для проверки. В связи с отсутствием кандидата при проведении выборки подписей, <данные изъяты> по телефону кандидат извещен о заседании рабочей группы <данные изъяты> по проверке подписных листов. Факт извещения кандидата по телефону заявителем не оспаривался.

На заседании рабочей группы по проверке подписных листов <данные изъяты> Бондаренко А.Ф. присутствовал.

Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва Бондаренко А.Ф., выдвинутого по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № <данные изъяты> в папке № <данные изъяты> содержится 135 подписей избирателей, из них проверено 100; недостоверных (недействительных) 94; достоверных подписей избирателей- 6. Подписи <данные изъяты> на подписном листе № <данные изъяты> и подписи <данные изъяты> на подписном листе № <данные изъяты> являются недействительными, так как сбор производился на рабочих местах по основаниям п.п.»к» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; все подписи на подписных листах №№<данные изъяты> являются недостоверными (недействительными) так как заполненное оглавление выполнено методом ксерокопирования и не соответствует почерку лица, его заверившего по основаниям п.п. «и» п.6.4 ст.38 названного Федерального закона; все подписи на двух подписных листах №№<данные изъяты> являются недействительными, так как заполненное оглавление подписных листов выполнено методом ксерокопирования, а не методом собственноручного заполнения по основаниям п.п. «и» п.6.4 ст.38 настоящего Федерального закона. Ведомость составлена <данные изъяты>, не имеет отметки о вручении кандидату и имеет дополнительную рукописную запись, с датой <данные изъяты>: «в подписном листе № <данные изъяты> вместо п.<данные изъяты> читать пункты <данные изъяты>» и подпись( без расшифровки подписи).

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу <данные изъяты> Бондаренко А.Ф. от <данные изъяты> проверено 100 подписей; из них недостоверных(недействительных) -94; достоверных подписей избирателей- 6. Подписи <данные изъяты> на подписном листе № <данные изъяты> и подписи <данные изъяты> на подписном листе № <данные изъяты> являются недействительными (14 подписей), так как сбор производился на рабочих местах по основаниям п.п. «к» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; все подписи на подписных листах №№<данные изъяты> являются недостоверными (недействительными), так как заполненное оглавление выполнено методом ксерокопирования и не соответствует почерку лица, его заверившего по основаниям п.п. «и» п.6.4 ст.38 названного Федерального закона (60 подписей); все подписи на двух подписных листах №№<данные изъяты> являются недействительными, так как заполненное оглавление подписных листов выполнено методом ксерокопирования, а не методом собственноручного заполнения по основаниям п.п. «и» п.6.4 ст.38 настоящего Федерального закона (20 подписей). Итоговый протокол составлен <данные изъяты>, вручен Бондаренко А.Ф. <данные изъяты> и имеет дополнительную рукописную запись, с датой <данные изъяты>: «в подписном листе № <данные изъяты> вместо п.<данные изъяты> читать пункты <данные изъяты>» и подпись (без расшифровки подписи).

В конце итогового протокола имеется рукописная запись: «считаю подписи подписного листа №<данные изъяты> страница <данные изъяты> пункт <данные изъяты> подпись и дата написана разными чернилами. Считаю правильно оформленные остальные 97 подписей подлежащих проверке. Рекомендую кандидата Бондаренко А.Ф. к регистрации»; ниже запись: « <данные изъяты>» и подписи с расшифровкой «ФИО151.» и «ФИО152.».

В материалах, представленных избирательной комиссией имеется обращение депутата совета депутатов <данные изъяты> городского поселения ФИО72. в территориальную избирательную комиссию о сборе подписей на рабочих местах муниципальных служащих <данные изъяты> в поддержку выдвижения кандидата Бондаренко А.Ф. В результате, на работе в рабочее время поставили свои подписи: ФИО73., и другие.

По сообщению главы администрации муниципального образования <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области от <данные изъяты> <данные изъяты> года на рабочих местах в администрации находились: ФИО74. Из приложенного списка следует, что работниками Администрации также являются: ФИО75

В <данные изъяты> <данные изъяты> в избирательную комиссию поступило заявление от ФИО76 о том, что она и ее сотрудники ФИО77 <данные изъяты> на рабочем месте подписались в подписных листах за Бондаренко А.Ф., с которыми в отдел приходил ФИО78

Из протокола заседания территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что при решении вопроса о регистрации Бондаренко А.Ф. руководитель рабочей группы по проверке подписных листов ФИО79 ознакомил всех присутствующих с итоговым протоколом проверки подписных листов кандидата Бондаренко А.Ф. По результатам проверки признаны недействительными 94 подписи, или 94% подписей и достоверными признаны 6 подписей. Предложено отказать в регистрации на основании ч.24 ст.25 областного закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области», п.п «г» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Принято решение № <данные изъяты> об отказе в регистрации кандидата Бондаренко А.Ф.

Решением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты> года № <данные изъяты> Бондаренко А.Ф. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № <данные изъяты> по основаниям ч.24 ст.25 областного закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области», п.п «г» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В решении отражено, что кандидатом Бондаренко А.Ф. представлено на проверку 525 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. В соответствии с ч.8 ст.25 областного закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» проверены 100 подписей. По результатам проверки признаны недостоверными (недействительными) 94 подписи, или 94 процента, а достоверными признаны 6 подписей.

К заявлению Бондаренко А.Ф. приложена копия итогового протокола проверки подписных листов от <данные изъяты>, не имеющая дополнительной рукописной записи: «в подписном листе № <данные изъяты> вместо п.<данные изъяты> читать пункты <данные изъяты>» с подписью и датой <данные изъяты>. К заявлению Бондаренко А.Ф. приложены: копии объяснений ФИО80. о том, что они сотрудниками администрации не являются, подписи ставили не на рабочих местах; копии заявлений ФИО81 от <данные изъяты> о том, что ими поставлены подписи в подписных листах не на рабочих местах.

В судебном заседании по ходатайству представителя заявителя приобщены подлинные заявления следующих лиц, из указанных выше: ФИО82 от <данные изъяты>; ФИО83

Территориальной избирательной комиссией <данные изъяты> района Ленинградской области представлено:

- заявление от <данные изъяты> (адресованное председателю избирательной комиссии Ленинградской области) о том, что сбор подписей избирателей осуществлялся кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области Бондаренко А.Ф. в рабочее время и на рабочих местах. Заявление подписано главой муниципального образования <данные изъяты> городского поселения и работниками администрации <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области: ФИО84

- заявление от <данные изъяты> ФИО85. о том, что сбор подписей кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области Бондаренко А.Ф. осуществлялся у нее в рабочее время и на ее рабочем месте; ранее поданное заявление о том, что подпись ставилась вне рабочего места, просит считать недействительной.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО86 показал, что является депутатов совета депутатов <данные изъяты> городского поселения и <данные изъяты> года находился в здании Администрации и видел как Бондаренко А.Ф. ходил по зданию с подписными листами, он заходил и к ФИО87 Непосредственно не видел, чтобы кто-то из работников ставил подписи. В заявлении указал фамилии работников, исходя из того, куда заходил Бондаренко А.Ф.

Свидетель ФИО88 в судебном заседании показал, что <данные изъяты> поставил свою подпись в подписном листе кандидата у себя дома. На следующий день к нему подошел ФИО89 и сказал, что ФИО90. предложили написать такое заявление, пригрозив увольнением. Также видел как на улице около здания ФИО91. и ФИО92 ставили свои подписи в подписных листах на капоте какой-то автомашины.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО93. показал, что является кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области от партии «<данные изъяты>»; знает, что возникла нездоровая ситуация; видел, как Бондаренко А.Ф. собирал подписи у работников Администрации после <данные изъяты> часов и на улице: подписи ставили ФИО94 и ФИО95

Свидетель ФИО96 показал, что является членом Избирательной комиссии Ленинградской области и <данные изъяты> был направлен для участия в работе территориальной избирательной комиссии в г.<данные изъяты>, так как к работе этой комиссии ранее были претензии. На заседании был кворум, но членам комиссии не были представлены документы о сборе подписей, документы необходимые для регистрации кандидата. Были замечания по порядку ведения заседания, однако их высказал после заседания. ФИО97 озвучила только итоговый протокол; на заседании не было рассмотрено заявление Бондаренко А.Ф., касающееся порядка сбора доказательств. <данные изъяты> Бондаренко А.Ф. подал жалобу в Избирательную комиссию Ленинградской области. Видели только ксерокопии документов. Так как федеральным законом не предусмотрены требования в отношении «шапки» подписного листа, то 80 подписей должны быть признаны действительными. В отношении 14 подписей необходимо учитывать, что заявление ФИО98. на заседании комиссии не рассматривалось. Для исправления неточностей в итоговом протоколе необходимо было принятие отдельного предварительного решения, затем его утверждения, и только после этого было бы возможно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата. Ранее был помощником депутата Бондаренко А.Ф.

Свидетель ФИО99 допрошенный в судебном заседании показал, что является главой <данные изъяты> городского поселения. <данные изъяты> к нему на работу зашел Бондаренко А.Ф. и попросил поставить подпись в поддержку его выдвижения, что свидетель и сделал. <данные изъяты> по просьбе Бондаренко А.Ф., с учетом дружеских с ним отношений, написал заявление о том, что подпись поставил в подписном листе не на рабочем месте, что не соответствует действительности; раскаивается в данном поступке. В заявлении от <данные изъяты> написал, что на самом деле подпись была поставлена им в подписном листе в поддержку кандидата Бондаренко А.Ф. на рабочем месте. Обманывать суд и избирательную комиссию Ленинградской области не намерен. В подписном листе, который ему был предъявлен, действительно поставил дату и подпись.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО100. показал, что <данные изъяты> к нему на работу пришел Бондаренко А.Ф. и попросил поставить подпись в поддержку его выдвижения, что свидетель и сделал. <данные изъяты> по просьбе Бондаренко А.Ф. написал заявление о том, что подпись была поставлена не на рабочем месте, так как не придал значения вопросу о том, где ставил свою подпись на рабочем месте или нет. Узнав о том, что возможно обращение по данному вопросу в избирательную комиссию Ленинградской области, в суд, посовещавшись с коллегами, подписал письмо от <данные изъяты>, в котором указано, что в действительности подписи были поставлены на рабочем месте. В подписном листе, который ему был предъявлен, действительно поставил дату и подпись. Ставить эти подписи вместе с ФИО101. на улице не мог.

Свидетель ФИО102 показал в судебном заседании, что к нему на работу зашел ФИО103 с подписным листом, в котором свидетель по его просьбе поставил свою подпись. Это было <данные изъяты> 2011 года. <данные изъяты> года по просьбе Бондаренко А.Ф. написал объяснение о том, что подпись была поставлена не на рабочем месте. Когда узнал, что Бондаренко А.Ф. отказали в регистрации, собравшись с коллегами, написали заявление от <данные изъяты> о том, что подписи в действительности были поставлены на рабочем месте. Просить считать действительным заявление от <данные изъяты>; объяснение же от <данные изъяты> просит считать недействительным. В подписном листе, который ему был предъявлен, действительно поставил дату и подпись.

Свидетель ФИО104 в судебном заседании показала, что <данные изъяты> поставила свою подпись в подписном листе в поддержку выдвижения Бондаренко А.Ф., находясь на своем рабочем месте. С подписным листом к ней подошел ФИО105. Затем к ней снова подошел ФИО106 и попросил написать объяснение о том, что подпись была поставлена не на рабочем месте, что свидетель и сделала. Впоследствии узнала, что Бондаренко А.Ф. отказали в регистрации. Собравшись с коллегами, решили написать правду и составили заявление. О том, что нельзя ставить подпись в подписном листе на рабочем месте не знала. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО107 показала, что ей в <данные изъяты> 2011 года в кабинет во время работы принесли подписной лист, в котором она поставила свою подпись. После возникновения вопроса о том, где была поставлена подпись, написала в объяснении, что подпись была поставлена не на рабочем месте, написала неправду. Поняв, что допустила ошибку, после обсуждения с коллегами, подписала коллективное заявление. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Свидетель ФИО108. показала, что <данные изъяты> 2011 по просьбе Бондаренко А.Ф., находясь на своем рабочем месте, поставила подпись в подписном листе в поддержку его выдвижения. Позднее, по его же просьбе написала объяснение о том, что подпись поставила при выходе из здания. <данные изъяты> подписала коллективное заявление, правда изложена в нем. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Свидетель ФИО109 в судебном заседании показала, что в середине <данные изъяты> 2011 года к ней зашел Бондаренко А.Ф., по его просьбе поставила свою подпись в подписном листе. Заявление от <данные изъяты> написала по имеющемуся в избирательной комиссии образцу, последняя строчка в нем указана ошибочно. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Свидетель ФИО110. в судебном заседании показал, что <данные изъяты> 2011 года к нему на работу зашел ФИО111. с подписными листами. Свидетель, находясь на рабочем месте, поставил свою подпись, в поддержку Бондаренко А.Ф. Собравшись с коллегами <данные изъяты>, составили коллективное заявление о том, каким образом собирались подписи и подписали его. В подписном листе, который был ему предъявлен, действительно поставил дату и подпись.

Свидетель ФИО112. в судебном заседании показала, что <данные изъяты>, находясь на рабочем месте, поставила свою подпись в подписном листе за кандидата Бондаренко А.Ф. Затем подошел Бондаренко А.Ф. и попросил написать объяснение о том, что подпись была поставлена не на рабочем месте, что свидетель и сделала. О том, что нельзя ставить подпись на рабочем месте не знала. Собравшись с коллегами, обсудив ситуацию, подписала коллективное заявление от <данные изъяты>. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО113 показала, что <данные изъяты> к ней на работу подошел ФИО114 и попросил поставить подпись в подписном листе в поддержку Бондаренко А.Ф., что свидетель и сделала. <данные изъяты> по просьбе написала объяснение о том, что ставила подпись не на рабочем месте. Когда узнала об отказе в регистрации кандидата и о том, что нельзя ставить подпись в подписном листе, находясь на рабочем месте, после обсуждения с коллегами подписала коллективное заявление от <данные изъяты>. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Свидетель ФИО115. в судебном заседании показала, что <данные изъяты> к ней на работу зашел Бондаренко А.Ф. и попросил поставить подпись в его поддержку, что свидетель и сделала. Позднее, по его просьбе написала объяснение от <данные изъяты>. Когда узнала об отказе в регистрации кандидата, посовещавшись с коллегами, подписала коллективное заявление от <данные изъяты>. Просит считать действительным последнее заявление. В подписном листе, который был ей предъявлен, действительно поставила дату и подпись.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО116 показала, что является членом избирательной комиссии и членом рабочей группы по проверке подписных листов. Утверждает, что о дате и времени проведения случайной выборки и проверке подписей избирателей Бондаренко А.Ф. был извещен устно по телефону <данные изъяты>. При проведении выборки он не присутствовал. <данные изъяты> по телефону известила кандидата о дате, времени и месте заседания рабочей группы. Нарушения, выявленные при проверке подписных листов, отражены в итоговом протоколе от <данные изъяты>. <данные изъяты> года обнаружила, что при составлении итогового протокола допущена техническая описка, так как нарушения были выявлены в отношении подписей <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты>, а не в подписях <данные изъяты> этого же подписного листа. В связи с выявлением технической описки, внесла соответствующее исправление в итоговый протокол проверки подписных листов и в ведомость проверки подписных листов от <данные изъяты>, поставив в известность членов рабочей группы. Утверждает, что приведенные исправления были внесены в итоговый протокол и в ведомости до проведения заседания территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>. Аналогичные объяснения ФИО117 дала в письменных обращениях в Избирательную комиссию Ленинградской области от <данные изъяты> и в суд от <данные изъяты>.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО118. показал, что <данные изъяты> при проведении выборки подписных листов Бондаренко А.Ф. не было. Конверты с подписными листами были вскрыты в его отсутствие. На следующий день проводилась проверка подписей уже с участием Бондаренко А.Ф., по результатам которой рабочей группой был составлен итоговый протокол и предложено отказать в регистрации кандидата. <данные изъяты> на заседании избирательной комиссии Бондаренко А.Ф. отказано в регистрации. В данном заседании председатель выдала повестку дня и проекты решений, других документов не оглашали. Об исправлениях, внесенных в итоговый протокол, он как член рабочей группы узнал только в судебном заседании. Почему были внесены им замечания в итоговый протокол, пояснить не может. Считает, что все подписи, представленные Бондаренко А.Ф., являются действительными.

Свидетель ФИО119 допрошенный в судебном заседании, показал, что подпись в подписном листе была поставлена им на рабочем месте, в кабинете, в <данные изъяты> 2011 года. Потом написал заявление о том, что подпись была поставлена не на рабочем месте. О том, что нельзя ставить подпись в подписном листе на рабочем месте не знал. Позднее, узнав об отказе кандидату в регистрации и о возможном обращении в избирательную комиссию Ленинградской области и в суд, посовещавшись с коллегами, подписал коллективное обращение.

С учетом того, что при рассмотрении настоящего дела территориальной избирательной комиссией было признано, что вывод комиссии о недействительности 94 подписей избирателей недействительными является неправильным, с учетом того обстоятельства, что в суд были представлены ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей от <данные изъяты> с внесенными в них изменениями, с учетом показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей по делу, в соответствии с п.7 ст.38, п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002(ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по делу проведена повторная проверка подписных листов в пределах подписей, подлежащих проверке. По результатам которой установлено следующее.

Как следует из ведомости проверки подписных листов от <данные изъяты>, итогового протокола проверки подписных листов от <данные изъяты> для проведения проверки путем случайной выборки было отобрано 100 подписей избирателей, из 135 подписей, находящихся в 14 подписных листах в папке №<данные изъяты>. В указанных документах не отражено, подписи на каких конкретных подписных листах в названной папке были предметом проверки.

Представитель территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа № <данные изъяты> ФИО120. в судебном заседании пояснил, что предметом проверки были 100 подписей, находящихся на первых подписных листах, то есть на подписных листах №№<данные изъяты>. Заявитель и его представитель не высказали возражений по данному вопросу. Такая позиция представителя территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области согласуется с нумерацией подписных листов, в которых были выявлены нарушения.

Таким образом, суд считает, что повторной проверке подлежат подписные листы №№<данные изъяты> в папке № <данные изъяты>, содержащие 100 подписей избирателей.

В ходе проверке установлено, что в подписном листе №<данные изъяты> в пункте <данные изъяты> дата внесения подписи ФИО121 <данные изъяты> содержит неоговоренное исправление, а именно цифра «7» исправлена на цифру «2», что согласно п.п «е» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является правовым основанием для признания подписи недействительной.

В подписном листе № <данные изъяты> папки №<данные изъяты> содержатся следующие подписи избирателей:

1.ФИО122.; 2.ФИО123.; 3.ФИО124.; 4.ФИО125.; 5. ФИО126.; 6. ФИО127.; 7.ФИО128.; 8.ФИО129.; 9.ФИО130.; 10.ФИО131. В данном подписном листе в качестве лица, осуществляющего сбор подписей избирателей указан кандидат Бондаренко А.Ф.

Из показаний свидетелей ФИО132 следует, что указанные лица поставили свои подписи в названном подписном листе № <данные изъяты> в поддержку кандидата Бондаренко А.Ф., находясь на рабочих местах и в рабочее время. Оценивая показания названных свидетелей и составленные ими ранее заявления, суд считает, что не имеется правовых оснований для того, чтобы сомневаться в приведенных показаниях свидетелей, так как перед дачей показаний они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Суд также обращает внимание на то, что свидетели ФИО133. показали, что подписной лист им для внесения подписей приносил не Бондаренко А.Ф., а ФИО134.

С учетом изложенного, 8 подписей избирателей №№ <данные изъяты> и <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты> папки № <данные изъяты> согласно п.п «к» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002(ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются недействительными.

В подписном листе № <данные изъяты> папки № <данные изъяты> содержатся следующие подписи избирателей: 1. ФИО135.; 2. ФИО136.; 3.ФИО137.; 4.ФИО138.; 5.ФИО139.; 6.ФИО140.; 7. ФИО141.; 8.ФИО142.; 9. ФИО143.; 10. ФИО144

Из показаний свидетелей ФИО145 следует, что указанные лица поставили свои подписи в названном подписном листе № <данные изъяты> в поддержку кандидата Бондаренко А.Ф., находясь на рабочих местах и в рабочее время. Оценивая показания названных свидетелей и составленные ранее заявления, суд считает, что не имеется правовых оснований для того, чтобы сомневаться в приведенных показаниях свидетелей, так как перед дачей показаний они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

С учетом изложенного, 4 подписи избирателей №№ <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты> папки № <данные изъяты> согласно п.п «к» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются недействительными.

Таким образом, в общей сложности являются недействительными по основаниям п.п «е» и «к» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 13 подписей избирателей в подписных листах №№<данные изъяты> и <данные изъяты> папки № <данные изъяты>, представленных кандидатом Бондаренко А.Ф.

13 подписей избирателей, признанных недействительными по приведенным выше основаниям составляют более 10%(10 подписей) от общего количества подписей (а именно, составляют 13 %), отобранных для проверки ( 100 подписей).В связи с чем у Бондаренко А.Ф. отсутствует надлежащее количество достоверных подписей необходимых для регистрации и в регистрации ему правомерно отказано по основаниям п\п «г» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Остальные 87 подписей избирателей являются достоверными.

Выводы избирательной комиссии о том, что 80 подписей в подписных листах №№ <данные изъяты> являются недействительными в силу п\п «и» п.6.4 ст.38 названного Федерального закона являются необоснованными, так как действующее законодательство не содержит специально оговоренных требований к заполнению верхней части подписного листа (применительно к данному уровню выборов), за исключением требований, содержащихся в п.8 ст.37 и в приложениях 4 и 5 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Допущенная описка в нумерации подписей подписного листа № <данные изъяты> в ведомости и в итоговом протоколе проверки подписных листов от <данные изъяты>, представление избирательной комиссией ведомости и итогового протокола от <данные изъяты> с исправлениями от <данные изъяты>, равно как и само наличие ведомости и итогового протокола с исправлениями, с учетом установленных и изложенных обстоятельств не является правовым основанием для отмены обжалуемого решения территориальной избирательной комиссии. Ошибочное признание в качестве действительной подписи № <данные изъяты> в подписном листе № <данные изъяты> папки № <данные изъяты>зачеркнутой кандидатом) при исчислении количества подписей, подлежащих проверке, не влияет на правильность принятого избирательной комиссией решения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, показания иных допрошенных свидетелей: ФИО146 не влияют на правильность выводов избирательной комиссии о наличии более 10 процентов (недостоверных) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, что в силу п.п «г» и «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» явилось правовым основанием к отказу в регистрации кандидата Бондаренко А.Ф.

К показаниям свидетелей ФИО147. и ФИО148 в части ссылки указанных лиц на то, что они видели, как часть работников администрации <данные изъяты> городского поселения ставили свои подписи не на рабочих местах суд относится критически, так как данные лица, а именно ФИО149 допрошенные в судебном заседании подтвердили, что ставили свои подписи в подписных листах, находясь на рабочих местах.

С учетом изложенных выше обстоятельств, в ходе разбирательства по настоящему делу не нашли своего подтверждения и ссылки заявителя и его представителя о нарушении требований п.п. 6, 7 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Иные доводы заявителя сводятся к неправильному толкованию норм федерального законодательства и не имеют правового значения для разрешения вопрос о правомерности принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.

        Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Бондаренко А.Ф. о признании решения территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии № <данные изъяты> от <данные изъяты> года незаконным, об обязании территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии отменить решение № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, об обязании территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья                                                                                        Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено     20     ноября 2011 года

        

        

       

        

      

     

      

        

-32300: transport error - HTTP status code was not 200