3-78/2011~М-135/2011



Дело № 3-78/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 7 ноября 2011 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Фроловой Я.Ф.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Быстрова А.И. о защите избирательных прав,

установил:

Быстров А.И. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что является кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу № 25 в порядке самовыдвижения.

22 октября 2011 года он передал в территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа № 25 папку со 188 подписными листами с 552 подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения.

27 октября 2011 года избирательная комиссия в регистрации кандидатом ему отказала по мотиву отсутствия у рабочей группы технической возможности разделить папку с подписными листами на количество папок, содержащих не более 20 подписных листов, для проведения жеребьевки и последующей выборочной проверки подписей избирателей.

Быстров А.И. полагал, что решение комиссии является незаконным, поскольку предъявляя не основанные на законе требования, комиссия ограничила его в правах быть зарегистрированным кандидатом в депутаты. Представленные им подписные листы с подписями избирателей соответствовали требованиям закона и в этой связи у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва, выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Просил суд признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 27 октября 2011 года № 76 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 25 Быстрову А.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения» и обязать территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 25, выдвинутым в порядке самовыдвижения.

В письменных возражениях на заявление территориальная избирательная комиссия Сланцевского муниципального района Ленинградской области указала, что против удовлетворения требований Быстрова А.И. об отмене решения комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом не возражает, поскольку принимая оспариваемое решение, комиссия руководствовалась Методическими рекомендациями, утвержденными избирательной комиссией Ленинградской области, не имеющими статуса закона. С требованиями Быстрова А.И. о регистрации его кандидатом комиссия не согласилась, ссылаясь на то, что подписные листы с подписями избирателей комиссией не проверялись, в связи с чем, вопрос о регистрации кандидата может быть решен только после проверки подписных листов и подписей избирателей.

В судебном заседании Быстров А.И. и его представитель – адвокат Ададуров А.И., уточнив, что оспариваемое решение комиссии подлежит также и отмене, на удовлетворении требований настаивали.

Представитель территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области Суровцев К.В. считал возможным удовлетворение требований Быстрова А.И. только в части признания незаконным решения комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты по мотивам, приведенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Чигаркиной Е.Н., полагавшей, что заявление должно быть удовлетворено частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением законодательного собрания Ленинградской области от 2 сентября 2011 года № 867 «О назначении выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва» на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 года № 69/642 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва на территориальные избирательные комиссии» на период подготовки и проведения выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва полномочия окружной избирательной комиссии Сланцевского одномандатного избирательного округа № 25 возложены на территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области.

28 сентября 2011 года Быстров А.И. уведомил территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области о согласии баллотироваться в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому одномандатному избирательному округу № 25 в порядке самовыдвижения.

22 октября 2011 года территориальная избирательная комиссия Сланцевского муниципального района Ленинградской области приняла от Быстрова А.И. подписные листы с подписями избирателей, собранными в его поддержку. Подписные листы сброшюрованы и пронумерованы в одной папке со 188 подписными листами с 552 подписями избирателей.

26 октября 2011 года итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей рабочей группой удостоверено, что Быстровым А.И. заявлено и представлено 552 подписи избирателей. Подписи избирателей для проверки посредством случайной выборки папок не отбирались, на предмет наличия или отсутствия недостоверных (недействительных) подписей не проверялись, в связи с отсутствием у рабочей группы технической возможности разделить папку с подписными листами кандидата в депутаты на рекомендованное пунктом 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 года № 69/644, количество папок (не более 20 подписных листов) для проведения жеребьевки и последующей выборочной проверки подписей избирателей.

27 октября 2011 года территориальной избирательной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области принято решение № 76, которым Быстрову А.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва отказано на основании подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречит настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона (статья 1 Федерального закона).

Статьей 5 Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата (пункт 27 статьи 38 Федерального закона).

Согласно подпункту «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Пунктами 1, 16 статьи 37 Федерального закона установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который установлен законом. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.

Порядок подготовки и проведения выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области установлен областным законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года № 77-оз «О выборах депутатов законодательного собрания Ленинградской области» (далее – областной закон).

Частью 12 статьи 24, частью 6 статьи 25 областного закона предусмотрено, что для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

В частях 28, 31 статьи 25 областного закона установлено, что основания отказа в регистрации кандидата указаны в пункте 24 статьи 38 Федерального закона. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный Федеральным законом, является исчерпывающим.

Таким образом, ни Федеральный, ни областной законы не предъявляют такого требования к оформлению подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, как их размещение в каждой папке в количестве не более 20 листов.

Правило о том, что каждая папка с подписными листами должна содержать не более 20 подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, содержится в пункте 2.3 методических рекомендаций по вопросам, связанным с приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку общеобластного списка кандидатов, выдвинутого политической партией (региональным отделением политической партии), кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, при проведении выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва, утвержденных постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 года № 69/644.

Между тем постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации к законам, устанавливающим требования к оформлению документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, не относится, а потому несоблюдение его положений не может служить основанием к отказу в регистрации кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Поскольку судом установлено, что территориальной избирательной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области решение от 27 октября 2011 года № 76 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу
№ 25 Быстрову А.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения» принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона, данное решение подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, обеспечивают избирательные комиссии, которые осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 25 Федерального закона и части 2 статьи 14 областного закона окружная избирательная комиссия, в том числе, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории избирательного округа, регистрирует кандидатов по одномандатному избирательному округу.

Статьей 38 Федерального закона и статьей 25 областного закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, частях 5 и 6 статьи 18 областного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

Избирательная комиссия до регистрации кандидата проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в поддержку кандидата.

По результатам проверки подписей избирателей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной или недостоверной и (или недействительной).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием основания (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и частью 19 статьи 25 областного закона, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

Окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения и документов кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Приведенные нормативные положения федерального и областного законодательства позволяют сделать вывод, что проверка подписных листов с подписями избирателей до принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации относится к компетенции избирательной комиссии. Суд может произвести проверку подписных листов только в случае разрешения дела об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе регистрации кандидата или об отмене регистрации кандидата.

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что территориальной избирательной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Быстрова А.И. кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва не проводилась, а потому процедура, предшествующая принятию избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации, не завершена.

По изложенным основаниям требования Быстрова А.И. об обязании территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу
№ 25, выдвинутым в порядке самовыдвижения, удовлетворению не подлежат.

По тем же основаниям и учитывая, что в силу статьи 261 ГПК Российской Федерации по делу о защите избирательных прав суд разрешает вопрос о восстановлении нарушенных избирательных прав заявителя в полном объеме, на основании части 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации суд считает возможным выйти за пределы заявленных Быстровым А.И. требований и разрешить вопрос о восстановлении его нарушенных избирательных прав иным путем, обязав территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке представленные Быстровым А.И. для регистрации кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 25, выдвинутым в порядке самовыдвижения, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения, и принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу
№ 25, выдвинутым в порядке самовыдвижения, либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Руководствуясь статьями 194–198, 206, 259-261 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Быстрова А.И. удовлетворить частично.

решение территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 27 октября 20011 года
№ 76 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 25 Быстрову А.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения» признать незаконным и отменить.

Быстрову А.И. в удовлетворении заявления об обязании территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу
№ 25 в порядке самовыдвижения отказать.

Обязать территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке представленные Быстровым А.И. для регистрации кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 25, выдвинутым в порядке самовыдвижения, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения и принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Сланцевскому муниципальному одномандатному избирательному округу
№ 25, выдвинутым в порядке самовыдвижения, либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней через Ленинградский областной суд.

Судья Е.В.Шадрина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200