Дело № 3-82/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербург 11 ноября 2011 г. Ленинградский областной суд в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.В., при секретаре Вандерлинской Н.К., с участием прокурора Чигаркиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пашуты А.Ю. о защите избирательных прав, установил: Пашута А.Ю. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что являясь кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому одномандатному избирательному округу № 9 в порядке самовыдвижения, сдал в территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области 44 подписных листа, содержащих 513 подписей избирателей в поддержку его выдвижения. По результатам случайной жеребьевки для проверки отобрано 93 подписи избирателей. 24 октября 2010 года рабочей группой составлен итоговый протокол, согласно которому из отобранных достоверными признаны 80 подписей избирателей и 13 подписей избирателей – недостоверными (недействительными), то есть 14% от общего количества подписей. 12 подписей избирателей в подписном листе № 1 папки № 2 признаны недействительными по мотиву наличия в подписном листе неоговоренного лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, исправления даты внесения им подписи в подписной лист. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия избирательной комиссией решения от 27 октября (в решении – ноября) 2011 года об отказе ему в регистрации кандидатом. Избирательная комиссия Ленинградской области по итогам рассмотрения его жалобы не усмотрела оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии. Полагал, что решения избирательных комиссий подлежат отмене как нарушающие его право быть избранным депутатом законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва. Оснований для признания недействительными 12 подписей избирателей в подписном листе № 1 папки № 2 у избирательной комиссии не имелось, поскольку исправление, допущенное лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, в подписном листе № 1 папки № 2, оговорено им (кандидатом в депутаты) в протоколе об итогах сбора подписей до предоставления подписных листов в избирательную комиссию. Указание в дате принятия территориальной избирательной комиссией решения вместо «октября» «ноября» также свидетельствует о незаконности оспариваемого решения. Просил суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 28 ноября 2011 года № 76 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9 Пашуте А.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения», постановление избирательной комиссии Ленинградской области от 4 ноября 2011 года Территориальная избирательная комиссия Волховского муниципального района Ленинградской области в письменных возражениях на заявление указала, что, признавая 12 подписей избирателей в подписном листе № 1 папки № 2 недействительными, руководствовалась подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и областным законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года № 77-оз «О выборах депутатов законодательного собрания Ленинградской области», в соответствии с которыми заверительная надпись исправления даты внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, может быть сделана только этим лицом. Указание в решении даты «28 ноября 2011 года» является опиской. То, что решение принято 28 октября 2011 года, а не в другой день, подтверждается резолютивной частью оспариваемого решения, а также собственноручной подписью Пашуты А.Ю. о получении им решения в день его принятия 28 октября 2011 года. Данная описка не влияет на обоснование, суть и содержание решения и прав и законных интересов кандидата не нарушает. В письменных возражениях избирательная комиссия Ленинградской области указала, что территориальная избирательная комиссия правомерно признала недействительными 12 подписей избирателей в подписном листе В судебном заседании Пашута А.Ю. и его представители – адвокат Соколов Н.Ф., Фролов С.Н. и Скобелев О.Т. требования заявления поддержали и просили их удовлетворить. Настаивали на том, что избирательное законодательство не содержит запрета на удостоверение исправления, допущенного лицом, осуществлявшим сбор подписей, в дате внесения им подписи в подписной лист, кандидатом, а также не устанавливает обязательного требования о том, что такие исправления должны быть оговорены именно в подписном листе. Представитель территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области Цыганков И.Н. и представитель избирательной комиссии Ленинградской области Бодягин А.В. с требованиями Пашуты А.Ю. не согласились по доводам, приведенным в письменных возражениях. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Чигаркиной Е.Н., полагавшей, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правоотношения, по поводу которых возник спор, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и областным законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года № 77-оз «О выборах депутатов законодательного собрания Ленинградской области» (далее – областной закон). В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Регистрация кандидата, выдвинутого по одномандантному округу, осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, частях 5 и 6 статьи 18 областного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (часть 1 статьи 38 Федерального закона, части 1, 3 статьи 25 областного закона). В поддержку выдвижения кандидата в депутаты законодательного собрания Ленинградской области, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке, установленном областным законом, необходимо собрать подписи избирателей в количестве одного процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа (часть 2 статьи 24 областного закона). Пунктами 11 – 16 статьи 37 Федерального закона, частями 6 – 12 статьи 24 областного закона установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидатом. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Кандидат при заверении подписного листа собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения напротив своих фамилии, имени и отчества. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Каждый экземпляр протокола подписывается кандидатом. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде. Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными, должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Частями 8, 10 статьи 25 областного закона установлено, что соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидата проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. При проверке подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатным избирательным округам, проверке подлежит 20 процентов от установленного областным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Проверке и учету не подлежат подписи, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию. Недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 8 части 15 статьи 25 областного закона); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в дате внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 9 части 15 статьи 25 областного закона). Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, части 28, 31 статьи 25 областного закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Из материалов дела следует, что постановлением законодательного собрания Ленинградской области от 2 сентября 2011 года № 867 «О назначении выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва» на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва. Постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 года № 69/643 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва на территориальные избирательные комиссии» на период подготовки и проведения выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва полномочия окружной избирательной комиссии Волховского одномандатного избирательного округа № 9 возложены на территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области. Из постановления избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 года № 69/642 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации общеобластного списка кандидатов, кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, при проведении выборов депутатов законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва» усматривается, что на территории Волховского одномандатного избирательного округа № 9 зарегистрировано 46 801 избирателей. Для регистрации кандидата необходимо 468 подписей избирателей, количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом сверх необходимого для регистрации – 46, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом – 514. 6 октября 2011 года Пашута А.Ю. уведомил территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области о согласии баллотироваться в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому одномандатному избирательному округу № 9 в порядке самовыдвижения. 20 октября 2011 года территориальная избирательная комиссия Волховского муниципального района Ленинградской области приняла от Пашуты А.Ю. три папки с подписными листами, содержащими 513 подписей избирателей, собранных в его поддержку (в папке № 1 – 20 подписных листов с 239 подписями, в папке № 2 – 20 подписных листов с 240 подписями, в папке № 3 – 4 подписных листа с 34 подписями). 24 октября 2011 года по результатам проведения процедуры случайной выборки для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Пашуты А.Ю., отобрана папка № 2 и 93 подписи избирателей в ней. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей от 24 октября 2011 года действительными признано 80 подписей избирателей. 12 подписей избирателей в подписном листе № 1 признаны недействительными в связи с тем, что в подписном листе имеются исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а 1 подпись в строке 11 подписного листа № 4 признана недействительной в связи с тем, что специально не оговорены исправления в паспортных данных избирателя. Выявление 14 % недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, послужило основанием для принятия территориальной избирательной комиссией решения от 27 октября 2011 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9 Пашуте А.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения». Постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 4 ноября 2011 года № 81/760 «О жалобе Пашуты А.Ю. на решение территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 28 октября 2011 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9 Пашуте А.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения» жалоба Пашуты А.Ю. оставлена без удовлетворения. Исправления в паспортных данных избирателя в строке 11 подписного листа № 4 папки № 2, специально не оговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей, влекут признание такой подписи недействительной на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункта 8 части 15 статьи 25 областного закона. В подписном листе № 1 папки № 2 в дате внесения в подписной лист подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, имеются исправления, которые лицом, осуществлявшим сбор подписей, специально не оговорены, что Пашутой А.Ю. и не оспаривается. Положениями пункта 12 статьи 38, подпункта «з» пункта 6.4 Федерального закона, части 9 статьи 24, пункта 9 части 15 статьи 25 областного закона установлено, что при удостоверении подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, дата внесения подписи в подписной лист ставится им собственноручно. Следовательно, и исправления даты должны удостоверяться собственноручно в подписном листе только этим лицом. Если в дате внесения лицом, осуществлявшим сбор подписей, подписи в подписной лист имеются исправления, специально им не оговоренные, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными. В связи с этим, избирательная комиссия обоснованно признала недействительными все 12 подписей избирателей в подписном листе № 1 папки № 2. При таких обстоятельствах, когда 14% подписей избирателей по установленным подпунктами «ж», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пунктами 8, 9 части 15 статьи 25 областного закона основаниям признаны недействительными, избирательная комиссия правильно, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, частями 28, 31 статьи 25 областного закона, отказала Пашуте А.Ю. в регистрации кандидатом. По изложенным основаниям не подлежит отмене и постановление избирательной комиссии Ленинградской области, которым жалоба Пашуты А.Ю. отклонена. Доводы Пашуты А.Ю. о том, что исправления даты внесения в подписной лист подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, удостоверены им в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку его выдвижения, а потому подписной лист № 1 папки № 2 оформлен в полном соответствии с требованиями закона, суд находит несостоятельными. Избирательное законодательство исключает какой-либо иной способ удостоверения исправления даты внесения лицом, осуществлявшим сбор подписей, подписи в подписной лист, кроме собственноручного и только лицом, осуществлявшим сбор подписей. Нарушение данного правила влечет признание всех содержащихся в таком подписном листе подписей недействительными. Суд не может согласиться с доводами и о том, что указание даты принятия территориальной избирательной комиссии решения – «28 ноября 2011 года» вместе «28 октября 2011 года» является самостоятельным основанием для отмены решения, поскольку то обстоятельство, что решение принималось именно 28 октября 2011 года подтверждается резолютивной частью решения, собственноручной записью кандидата о получении копии решения 28 октября 2011 года, текстом решения, опубликованного в газете «Волховские вести» от 3 ноября 2011 года № 43 (16409). Кроме, дата «28 ноября 2011 года» еще не наступила, а потому ни чем иным, как опиской, написание в решении «ноября», а не «октября», считать нельзя. Учитывая, что избирательные комиссии осуществляли свои действия в полном соответствии с федеральным и областным законодательством, заявление Пашуты А.Ю. о защите избирательных прав удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 194–198, 259-261 ГПК Российской Федерации, суд решил: Пашуте А.Ю. в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 28 ноября 2011 года № 76 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9 Пашуте А.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения», постановления избирательной комиссии Ленинградской области от 4 ноября 2011 года Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней через Ленинградский областной суд. Судья Е.В.Шадрина
№ 81/760 и обязать территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9.
№ 1 папки № 2, поскольку в подписном листе в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные данным лицом. Довод кандидата о том, что им собственноручно оговорено данное исправление в протоколе об итогах сбора подписей избирателей не может быть положен в основу удовлетворения его заявления, поскольку в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оговорить данное исправление мог только сам сборщик подписей избирателей.
№ 81/760 «О жалобе Пашуты А.Ю. на решение территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области от 28 октября 2011 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9 Пашуте А.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения» и обязании территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района Ленинградской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Волховскому муниципальному одномандатному избирательному округу № 9 отказать.