Дело № 33-115/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И ЕСанкт- Петербург 13 января 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозова Н.А.
судей Алексеева А.Н., Насиковской А.А.
с участием прокурора Бобковой Г.Г.
при секретаре Первышиной Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования «<......>» Выборгского муниципального района Ленинградской области Усачевой Е.А. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2010 года, которым удовлетворено исковое заявление Выборгского городского прокурора Ленинградской <......>Рощинское городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области об обязании организовать и содержать места массового отдыха граждан у воды.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеева А.Н.,возражения процессуального истца - представителя Ленинградской областной прокуратуры Бобковой Г.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «<......>» Выборгского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация МО «<......>» ЛО) об обязании обеспечить содержание места массового отдыха людей у воды (пляжа) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года № 352 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области».
В обоснование искового заявления прокурор ссылался на те обстоятельства, что проверкой, проведенной Выборгской городской прокуратурой при обследовании территории МО «<......>» ЛО, выявлено отсутствие на указанной территории пляжей как объектов массового отдыха граждан, оборудованных в соответствии с требованиями нормативных документов. По утверждению прокурора, согласно информации, предоставленной Центром Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - Центр ГИМС МЧС России по ЛО), на территории МО «<......>» ЛО местом массового отдыха граждан, в частности, является берег озера <......>. В этой связи прокурор считал, что имеются основания для применения положений ст.2 Конституции Российской Федерации, ст.ст.25 и 27 Водного закона Российской Федерации (далее - ВК РФ), ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.15 и 26 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года № 352, и требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на безопасность в местах массового отдыха, туризма и спорта на водном объекте - берег озера <......>
Решением Выборгского городской суда от 15 ноября 2010 года иск прокурора был удовлетворен в полном объеме, администрация МО «<......>» ЛО обязана обеспечить содержание места массового отдыха людей у воды (пляжа) - берег озера <......> в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года № 352 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области».
Не согласившись с принятым судебным решением, представитель администрации МО «<......>»ЛО Усачева Е.А. представила кассационную жалобу, в которой просила отменить решение суда. В качестве оснований для отмены судебного решения ссылалась на существенное нарушение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения норм материального права, а именно положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.9 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.1, п.2 ст.39 и ст.57 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также п.3.10.2 Постановления Правительства Ленинградской области от 23 июля 1998 № 27 «Об утверждении Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и судом первой инстанции установлено, что результатом проверки, проведенной Выборгской городской прокуратурой, установлен факт отсутствия на территории МО «<......>» ЛО пляжей, как объектов массового отдыха граждан, оборудованных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Между тем, согласно п.п.15,24 и 26 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочего:. .. 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения;. .. 24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения;. .. 26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
При этом, статьей 28 Водного кодекса РФ предусмотрено:
1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
Между тем, п.1.1 Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области № 352 от 29 декабря 2007 года, определены понятия:
пляж - санкционированное в соответствии с настоящими Правилами место массового отдыха людей на водном объекте, состоящее на учете в территориальном органе Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ленинградской области;
владелец пляжа - физическое или юридическое лицо, орган местного самоуправления, которому принадлежит право эксплуатации пляжа.
Кроме того, п.1.3 Указанных Правил установлено, что места для купания, массового отдыха устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.
При этом пунктом 2 указанных Правил определены требования в количестве 24 к пляжам, среди которых обозначено требование о том, что до начала купального сезона каждый владелец пляжа должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области о соответствии содержания пляжа требованиям санитарного законодательства и пригодности поверхностных вод для купания. На период купального сезона владельцы пляжа организуют контроль за качеством воды и санитарным состоянием пляжа в соответствии с требованиями действующего законодательства (п.2.1) и другие требования, связанные с обеспечением охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области.
Представленный Центром ГИМС МЧС России по ЛО Список мест массового купания с наибольшей численностью отдыхающих, выявленных на водных объектах Ленинградской области, под пунктом № содержит сведения о береге оз. <......>.
Решением Совета депутатов МО «<......>» от 10 сентября 2009 г. утверждены правила создания и использования рекреационных зон отдыха в водоохраной зоне водных объектов общего пользования, находящихся на территории МО «<......>» Выборгского района для личных и бытовых нужд граждан устанавливающие порядок создания и использования рекреационных зон отдыха, оборудованных в водоохраной зоне водных объектов общего пользования, находящихся на территории МО «<......>» для личных и бытовых нужд и обязательны для исполнения.
В судебном заседании установлено, что мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, предусмотренные вышеуказанными Правилами, Правилами охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. №352, до момента рассмотрения дела администрацией МО «<......>» не проведены, пляж не зарегистрирован.
Данные обстоятельства правомерно положены судом первой инстанции в основу решения суда об удовлетворении иска, направленного на защиту прав неопределенного круга лиц на безопасность в местах массового отдыха, туризма и спорта на водном объекте - берег озера <......>
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, удовлетворив иск Выборгского городского прокурора, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы на основе исследованных и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах и постановил решение, отвечающее нормам материального права - ст.ст.25 и 27 ВК РФ, п.п.15 и 26 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года № 352, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебного решения от 15 ноября 2010 года не содержат, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и без учета признания ответчиком водного объекта - берега озера <......> в качестве места для купания, проведения ответчиком мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба. не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст. 347, ст.ст. 360, 361, 366Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - представителя администрации муниципального образования «<......>» Выборгского муниципального района Ленинградской области Усачевой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<......>