Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Нестеровой М.В., Свирской О.Д.
с участием прокурора Астапенко С.А.
при секретаре Швецовой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора Волосовского района Ленинградской области Корзининой М.С. на решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 07 февраля 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 4 Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., заключение прокурора Прокуратуры Ленинградской области Астапенко С.А., поддержавшего доводы кассационного представления, полагавшего решение подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, указав, что 24 марта 2009 года решением Совета депутатов Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области № был утвержден Устав Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области. Устав опубликован в издании «Сельская новь» № от 18.09.2010 года. В настоящее время действует редакция с дополнениями и изменениями, внесенными Решением Совета депутатов Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области от 15.06.2009 г. Считает, что отдельные положения Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, в соответствие со статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2008 года лесхозы подлежали преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. Согласно статье 23 действующего Лесного кодекса основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Границы лесничества, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные полномочия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года № (ред. От 27.01.2009 года) отнесены к введению Федерального агентства лесного хозяйства. Количество и границы лесничеств на территории Ленинградской области установлены Приказом Рослесхоза от 17.10.2008 года № «Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ». Вместе с тем, статьей 4 «Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области», устанавливаются границы, в том числе с привязкой к территории лесхозов. Более того, в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются субъектом Российской Федерации. Так, границы Каложицкого муниципального образования установлены областным законом Ленинградской области от 24,09.2004 №-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе». Согласно статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление границ также не относится к вопросам регулирования устава муниципального образования. Таким образом, по мнению прокурора, статья 4 Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, не соответствует требованиям федерального законодательства.
Определением Волосовского районного суда от 14 декабря 2010 года заявление прокурора было оставлено без движения и предоставлен срок для исправления недостатков и оформления заявления в соответствие с требованиями п. 5ст. 251, ст. 131 ГПК РФ.
Во исполнение вышеуказанного определения суда, прокурор Волосовского района предоставил заявление, в котором указал, что оспариваемая ст. 4 Устава Каложицкого сельского поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Каложицкого сельского поселения на изменение границ территорий без учета их мнений, гарантированных ч. 2 ст. 131 Конституции РФ и влечет угрозу нарушения их прав при уплате налогов (на землю, на имущество), по установленным в данном или граничащим с ним поселениях ставках.
В судебном заседании прокурор Волосовского района поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области в лице главы администрации Колосовой Е.В. с заявленными требованиями не согласна, пояснив, что ст. 4 Устава МО Каложицкое сельское поселение Волосовского района содержит описание границ поселения и соответствует Федеральным законам и Конституции РФ. Эти границы были разработаны в 2000 году в соответствии с картой поселения. В связи с описанием границ в Уставе, фактические границы поселения не изменились, и их описание в Уставе не влияет на уплату налогов и других платежей населения.
Решением Волосовского районного суда Ленинградской области от 7 февраля 2011 года в удовлетворении заявления прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статью 4 Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области отказано.
В кассационном представлении помощник прокурора Волосовского района Ленинградской области Корзинина М.С., выражая свое несогласие с состоявшимся судебным актом, считает его необоснованным и незаконным, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по доводам представления, исходя из следующего.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд правомерно сослался на областной закон Ленинградской области №-оз от 24.09.2004 года «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе», которым установлены границы МО Волосовский муниципальный район.
Статьей 2 данного закона установлены границы и наделено статусом муниципального образования Каложицкое сельское поселение.
Приложение № к указанному областному закону содержит картографическое описание границ Каложицкого сельского поселения, которое дословно воспроизведено в обжалуемой прокурором ст. 4 Устава Каложицкого сельского поселения, который был утвержден решением Совета депутатов Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области, и который, как правильно указал суд, является по своей природе учредительным нормативным правовым актом, определяющим конституционно-правовой статус сельского поселения, поскольку затрагивает интересы физических и юридических лиц, проживающих и находящихся на территории Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области.
Статья 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 ФЗ от 06 октября 2003 года устанавливает перечень вопросов, подлежащих регулированию Уставом муниципального образования, и действительно не содержит ссылки на обязательное наличие в Уставе поселения статьи об определении границ поселения.
Между тем, как правильно указал суд, наличие такой статьи в Уставе Каложицкого сельского поселения как «Описание границ» не противоречит действующему законодательству, поскольку Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, в связи с чем правомерно содержит изложение сведений, соответствующих закону о местонахождении поселения относительно других территориальных единиц Ленинградской области, и устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории конкретного поселения.
Устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления.
Перечень регулируемых уставом муниципального образования вопросов, не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Довод прокурора о том, что ст. 4 Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области в части установления границ сельского поселения затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения на изменение границ территории поселения без учета их мнений, гарантированного ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, и влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц при уплате налогов (на землю, на имущество) по установленным в данном или граничащими с ним поселениях ставках, не нашел своего подтверждения в суде первой инстанции.
Кроме того, данный довод опровергается п. 2 ст. 3 Устава, согласно которой границы поселения установлены Законом Ленинградской области «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальных образований в его составе».
Таким образом, как правильно установил суд, содержание статьи 4 Устава Каложицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области не противоречит положениям Конституции РФ, федеральному законодательству и законам Ленинградской области, содержит в себе определенное изложение сведений, основанных на действующем законодательстве, и не противоречит целям и задачам Устава относительно порядка организации местного самоуправления на территории данного поселения, изложенным в его преамбуле.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены все юридически значимые обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационного представления сводятся к переоценке обстоятельств дела, и правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения суда не содержат.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362,364, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 7 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление помощника прокурора Волосовского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...