33-2562/2011



Дело № 33-2562/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 19 мая 2011г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Логовеевой Е.Г.

судей Ильичевой Т.В., Насиковской А.А.

при секретаре Первышиной Ю.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 февраля 2011 года, которым были удовлетворены исковые требования Волощенко Н.Н. к Департаменту федерального агентства лесного хозяйства о признании права собственности.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения представителя Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу - Мартыненко Ф.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца Волощенко Н.Н. - Пучковой Л.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

Волощенко Н.Н. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Департаменту федерального агентства лесного хозяйства о признании права собственности на садовый дом, расположенный по адресу: <...>, на земельном участке площадью <...>

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в <...> году Волощенко Н.Н. был предоставлен указанный земельный участок, под ведение индивидуального садоводства, в <...> году истцом был возведен садовый дом и поставлен на кадастровый учет. При изготовлении кадастрового паспорта выяснилось, что категория земель участка, который был предоставлен истцу, определена как земли лесного фонда, поэтому истец не может произвести государственную регистрацию дома в собственность.

В судебном заседании первой инстанции истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Решением Выборгского городского суда от 14 февраля 2011 года исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Департамент лесного хозяйства по СЗФО просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов указал, что из решения суда непонятно, кто был привлечен к участию в деле в качестве ответчика Департамент лесного хозяйства по СЗФО или Федеральное агентство лесного хозяйства, поскольку Департамент Федерального агентства лесного хозяйства как юридическое лицо не существует и в структуру Федерального агентства лесного хозяйства не входит. В соответствии с п.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки, входящие в состав земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и в соответствии с положением о Департаменте, в его полномочия не входит распоряжение земельными участками лесного фонда. Согласно Положению о ТУ Росимущества в Ленинградской области, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральную собственность. ТУ Росимущество к участию в деле привлечено не было. Судом неправильно были определены обстоятельства имеющие значение для дела. Возведенная истцом постройка является самовольной и за истцом не может быть признано право собственности на нее. Судом не были установлены обстоятельства связанные с механизмом реализации Постановления главы администрации <...> от <...> №. Решение суда противоречит земельному законодательству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно ст. 102 ЛК РФ, в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Как следует из материалов дела, истцу на основании постановления главы администрации <...> от <...> № был предоставлен земельный участок <...> га из земель <...> /л.д.21/.

Истцу было выдано свидетельство о праве собственности на землю № от <...> для ведения индивидуального садоводства /л.д.20/.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, в соответствии со свидетельством от <...> /л.д.17-18/.

Согласно ответу КУМИ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области земельный участок, на котором построен дом, относится к категории земель - земли лесного фонда, находится в федеральной собственности /л.д.13/.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Согласно свидетельству о праве собственности спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, относится к категориям земель: земли лесного фонда, Северо-Западного лесничества /л.д.66/.

В соответствии с разделом 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Ленинградской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Ленинградской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.

Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Ленинградской области земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, находящегося на территории Ленинградской области, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности РФ, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование.

В установленном порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности.

Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы в части необходимости привлечения к участию в деле в качестве надлежащего ответчика ТУ Росимущества по Ленинградской области, которое не извещалось о слушании дела, нашли свое подтверждение, ТУ Росимущества по Ленинградской области было ограничено судом первой инстанции в осуществлении прав на защиту интересов РФ и возможности представлять возражения по заявленным исковым требованиям.

В силу Положения о Департаменте лесного хозяйства на Департамент лесного хозяйства СЗФО не возложены функции по осуществлению прав собственника по распоряжению имуществом, находящимся в собственности РФ, поэтому данное лицо не может быть признано надлежащим ответчиком.

Судебная коллегия полагает, что при новом рассмотрении дела суду необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, наделенной правом распоряжения земельными участками, отнесенными к землям МО, поскольку согласно представленных документов истцу выделялся земельный участок из земель Лесогорского поселкового Совета.

Истцом заявлены требования о признании права собственности на недвижимое имущество, которое в силу действующего законодательства подлежит государственной регистрации, суду первой инстанции необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Управление Росреестра по Ленинградской области, на которое возложена обязанность по регистрации прав на недвижимое имущество.

Департамент лесного хозяйства СЗФО указывает, что судом при рассмотрении дела не было учтено, что возведенная истцом постройка является самовольной. Данные обстоятельства не были исследованы и оценены судом первой инстанции.

Указанные доводы подлежит проверке судом первой инстанции при новом рассмотрении дела.

Учитывая, что нарушения норм процессуального права, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду надлежит соблюсти требования гражданского процессуального законодательства и обеспечить сторонам равные возможности участвовать в судебном разбирательстве и представлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, которые подлежат оценке судом при вынесении решения.

Руководствуясь ст.ст.360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 14 февраля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Гаврилова Н.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200