Дело № 33-3167/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Санкт-Петербург 23 июня 2011г. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего судьи Горбатовой Л.В. судей Ильичевой Т.В., Осоцкого А.И. при секретаре Швецовой Ю.Ю. рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Вострякова В.В. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Вострякова В.В., Вострякова А.В. к ОАО «<...>» о признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление, признании незаконным неравномерного повышения цены коммунального ресурса по тепловой энергии, обязании произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление и компенсации морального вреда. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения Вострякова В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, установила: Востряков В.В., Востряков А.В. обратились в Гатчинский городской суд с исковым заявлением к ответчику о признании незаконными начисления коммунальных платежей за отопление за период с октября 2009г. по февраль 2011г., признании незаконным неравномерного повышения цены коммунальных платежей по тепловой энергии, обязании произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление, о взыскании компенсации морального вреда, уточнив исковые требования в судебном заседании /л.д. 39/. В обосновании своих требований указали, что являются собственниками <адрес>. В указанной квартире совместно с ними зарегистрированы и проживают жена Вострякова В.В. - Вострякова Л.В. и дочь Вострякова Е.В. <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета не оборудован. При этом в квартире истцов установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, зарегистрированный в соответствии с требованиями законодательства РФ. Поскольку в квартире есть прибор учета, то оплата за потребляемую тепловую энергию (горячую воду и отопление) истцы должны производить на основании показаний индивидуального прибора учета и установленного тарифа. Однако, ресурсоснабжающая организация ОАО «<...>» в счета на оплату коммунальных услуг в течение продолжительного времени включала как расчет отопления по квартирному счетчику, так и расчет отопления по социальной норме (квитанции с октября 2009 г. по май 2010 г.). По данному факту истцы неоднократно обращались в ОАО «<...>» для производства перерасчета. Согласно письму ОАО «<...>» № от <дата> расчет платы за отопление осуществляется организацией во исполнение Постановления Администрации Гатчинского муниципального района № 2800 от 08.10.2009 г. «О мерах по улучшению системы учета потребления коммунальных услуг», где в п. 3.2.6. установлено «объем отопления по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, при отсутствии общедомовых приборов определяется с учетом нормативных потерь на внутридомовых трубопроводах системы отопления мест общего пользования». Полагают, что такое начисление платы за потребленную тепловую энергию нарушает права и законные интересы истцов, поскольку противоречит законодательству РФ. Ответчиком были незаконно начислены платежи на общую сумму <...> руб. <...> коп. С 1 января 2010 года были увеличены тарифы на коммунальные услуги, разноразмерное увеличение норматива потребления нарушает действующее законодательства РФ. В связи с необоснованным установлением различных цен (тарифов) на один и тот же товар - тепловую энергию, для квартир в многоквартирном жилом доме, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, считает, что ими произведена излишняя оплата за тепловую энергию. Своими действиями ответчик причинил истцам материальный ущерб и моральный вред, который выражается в нравственных страданиях. Истцы просят суд признать незаконными начисление коммунальных платежей за отопление, которые были произведены на <адрес> ОАО «<...>» сверх норматива, установленного ст. 157 ЖК РФ, признать незаконным неравномерное повышение цены коммунального ресурса по тепловой энергии, используемой для отопления жилых помещений в многоквартирных жилых домах (при наличии приборов учета), обязать ОАО «<...>» произвести перерасчет коммунальных платежей за отопление, с зачетом платежей на будущий период, взыскать с ОАО «<...>» <...> руб. компенсации морального вреда. В судебном заседании истец Востряков В. В. поддержал заявленные требования. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, представил возражения на иск /л.д. 93-94/, указал, что начисления истцам производятся в соответствии с п.п. 7, 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также в соответствии с п.3.2.6. Постановления Администрации Гатчинского Муниципального района от 08.10.2009 года «О мерах по улучшению системы учета потребления коммунальных услуг». Отсутствуют основания для производства перерасчета коммунальных платежей. Ответчик не является организацией устанавливающей тарифы, данной компетенцией обладает Советом Депутатов МО «Гатчинского района». Решением Гатчинского городского суда от 18 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе Востряков В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указал, что является собственником квартиры в <адрес>, а не в <адрес> как указано в решении суда. Суд необоснованно применил п. 3.2.6 Постановления Администрации Гатчинского муниципального района № 2800 от 08 октября 2009 года, из которого следует, что объем отопления по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета при отсутствии общедомовых приборов определяется с учетом нормативных потерь. Данное положение не является основанием взимания платы по «социальной норме» и внесения изменений в установленную форму квитанции об оплате отопления. Суд неправомерно отклонил ходатайство истца о привлечении экспертной организации для объяснения порядка расчета нормативов отопления. Истец указывает, что между ним и ресурсоснабжающей организацией заключен договор на отпуск тепловой энергии от <дата> №. Суд не принял во внимание, что все внутридомовые потери включены в норматив потребления, который не зависит от способа управления домом. ОАО «<...>» устанавливает нормативы потребления, хотя данные действия относятся к исключительным полномочиям органов государственной власти. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. К правоотношениям, возникшим между сторонами, применяются правила ст.ст. 539-548 ГК РФ, о договоре энергоснабжения. Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Положения абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Данная норма носит отсылочный характер. Согласно пункту 21 Постановление Правительства РФ от <дата> N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. В силу п.19 указанных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Из материалов дела усматривается, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> /л. д. 8-10/. Согласно квитанциям о начислении коммунальных платежей ресурсоснабжающей компанией, обслуживающей указанный выше дом является ответчик ОАО «<...>» /л.д. 12-19/. Квартира истцов оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии /л. д. 22/. Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Постановлением Администрации ГМР ЛО № 2800 от 08.10.2009г. «О мерах по улучшению системы учета потребления коммунальных услуг» утвержден Порядок установки общедомовых и индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды и определения объемов потребления коммунальных услуг по показаниям приборов учета в жилых помещениях Гатчинского района. Согласно п. 3.2.6 указанного Порядка установлено, что объем отопления по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, при отсутствии общедомовых приборов определяется с учетом нормативных потерь на внутридомовых трубопроводах системы отопления и отопления мест общего пользования. Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006г. при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. В соответствии с п. п. а п. 19 вышеуказанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Таким образом, размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления, это касается всех собственников, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета. Верховный Суд РФ в своем решении от 06.03.2008г. №ГКПИ08-232 указал, что применение п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг возможно только при условии заключения договора на оказание коммунальных услуг, в то время как при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений оплачивают не коммунальные услуги, а приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы коммунальных ресурсов. Невозможность расчета платы по показаниям индивидуальных приборов учетов обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов. Суд первой инстанции правомерно отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным начисление коммунальных платежей за отопление и обязании произвести перерасчет, указал, что истцы, как собственники жилого помещения, обязаны производить оплату за потребляемую тепловую энергию по нормативу потребления, а не по индивидуальному прибору учета, который установлен в его квартире, в противном случае не будут учитываться общедомовые затраты тепловой энергии, в данной части доводы кассационной жалобы не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Судебная коллегия полагает, что производимые начисления по потреблению тепловой энергии истцам производятся в соответствии с действующим законодательством, судом первой инстанции дана оценка действующему законодательству и доводам истцов в данной части, оснований для переоценки не имеется. Суд первой инстанции, правомерно указал, что требования истцов о признании незаконным неравномерного повышения тарифов коммунального ресурса по тепловой энергии удовлетворению не подлежат, т. к. установление тарифов для начисления оплаты за коммунальные услуги является компетенцией Совета депутатов МО «Гатчинский район», поэтому истцами выбран неверный способ защиты нарушенного права, предусмотренный ст. 12 ГК РФ. Судебная коллегия полагает, что поскольку не подлежат удовлетворению требования истцов о признании действий ответчика незаконными и обязании произвести перерасчет, не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, поскольку истцами не представлено, в силу ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 151, 1099-1101 ГК РФ, доказательств причинения физических и нравственных страданий. Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит. Описка, допущенная в решении суда, в отношении номера дома, в котором проживают истцы, не является основанием для отмены вынесенного решения, может служить основанием для вынесения определения об исправлении описки, в соответствии со ст.200 ГПК РФ. С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет. На основании и руководствуясь ст. 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2011 года обставить без изменения, кассационную жалобу Вострякова В.В. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Судья <...>