Дело № 33-4633/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 15 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Логовеевой Е.Г. судей Насиковской А.А. и Нестеровой М.В. с участием прокурора Чигаркиной Е.Н. при секретаре Первышиной Ю.С. рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области - Семеновой Е.С. на решение <данные изъяты> городского суда Ленинградской области от 7 июля 2011 года. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г., мнение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение суда законным, а доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Лужский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам МУЗ «<данные изъяты>» (далее - МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») и администрации <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области об обязании привести здание Детской поликлиники МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в соответствие с требованиями противопожарного законодательства. В обоснование требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства установлено, что противопожарное состояние здания Детской поликлиники МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует установленным законодательством требованиям. По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения, а именно, здание Детской поликлиники МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03, Постановления правительства Ленинградской области № 269 от 30.10.2007 года, Постановления администрации <данные изъяты> муниципального района № 1038 от 30.10.2010 года; - планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ, п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; не проведена проверка противопожарного водопровода на водоотдачу, чем нарушен п. 89 ППБ 01-03; соединение токоведущих жил, в том числе в распределительных коробках, осуществлено, в нарушение ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 2.1.21, при помощи холодных скруток. Лужский городской прокурор просит обязать МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и администрацию <данные изъяты> муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить перечисленные нарушения требований пожарной безопасности. Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Суд постановил обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района и Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в здании Детской поликлиники МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>: - оборудовать здание пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, в соответствие с п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03, Постановлением Правительства Ленинградской области № 269 от 30.10.2007 года, Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района № 1038 от 30.10.2010 года; - выполнить планы эвакуации в соответствии с требованиями п. 16 ГОСТ 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; - провести проверку противопожарного водопровода на водоотдачу, в соответствии с п. 89 ППБ 01-03; - произвести оконцевание жил проводов и кабелей в распределительных щитах, распределительных коробках при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых), в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ. В кассационной жалобе представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области - Семенова Е.С. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Считает, что администрация неправомерно и необоснованно привлечена в качестве ответчика по заявленным требованиям истца. Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. В соответствии со ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких нарушений судебной коллегией не установлено. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчики МУЗ «Лужская ЦРБ» и администрация Лужского МР ЛО не оспаривали наличие нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в здании детской поликлиники МУЗ «Лужская ЦРБ». Для правильного рассмотрения и разрешения заявленного Лужским городским прокурором искового заявления следует руководствоваться положениями ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которая дает характеристику и раскрывает содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которого следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организация ее деятельности. Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03 и НПБ 104-03), утвержденными приказами МЧС РФ соответственно за № 315 от 18 июня 2003 года и № 323 от 20 июня 2003 года и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года за № 4836 и № 4837, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в качестве средств пожарной безопасности. Правомерность предъявления прокурором Лужского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предусмотрена действующим законодательством. Так, согласно части первой статьи 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года № 43-ФЗ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2.202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2.202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. При рассмотрении и разрешении спора по существу суд первой инстанции учел положение, содержащееся в п.12 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относятся:.. . 12) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов Аналогичное положение закреплено в п.11 ч.1 ст.6 Устава <данные изъяты> МР ЛО, утвержденного Советом депутатов <данные изъяты> МР от 30 ноября 2005 года № 17. Кроме того, в силу п.10 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения также отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что в силу п.1.1 Устава МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», утвержденного главой администрации <данные изъяты> МР ЛО на основании постановления № 721 от 30 сентября 2002 года, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств бюджета на основе сметы, при этом учредителем МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» является муниципальное образование «<данные изъяты>». В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз. пятым статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Между тем, Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года № 336 «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации постановлено предусмотреть в бюджете муниципального образования на 2007 и последующие годы средства, в частности, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, на ремонт, испытание и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, в числе систем противопожарного водоснабжения, предназначенного для тушения пожаров. В соответствии с Типовым положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года № 336, такое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает, в частности, муниципальное правовое регулирование организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности, а также разработку, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в части расходов на пожарную безопасность, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения программ обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности (п.2). Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В силу ст.ст.139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта нарушения требований пожарной безопасности в здании лечебного корпуса МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» позволили суду первой инстанции предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в сфере пожарной безопасности и возложить не только на некоммерческую организацию, финансируемую частично за счет средств бюджета на основе сметы, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», но и учредителя данной организации - администрацию <данные изъяты> МР ЛО обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения ст.210 ГК РФ, ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.12 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положения локального правого акта - Устава МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д.45-48) и постановил решение, отвечающее вышеуказанным требованиям материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств. Решение суда не противоречит закону. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба представителя администрации <данные изъяты> муниципального района не содержит. Руководствуясь статьей 361Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Лужского городского суда Ленинградской области от 7 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области - Семеновой Е.С. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: