Дело № 33-5471/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 09 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего: Косарева И.Э., судей: Киреевой И.А. и Рогачевой В.В., с участием прокурора: Астапенко С.А., при секретаре: Первышиной Ю.С., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 сентября 2011 года по гражданскому делу № по иску Всеволожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя ответчика Администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» Дудыреву А.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Всеволожский городской прокурор ДД.ММ.ГГГГ обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необорудовании техническими приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов или других маломобильных групп населения в здание администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», расположенное по адресу: <адрес>. Одновременно прокурор просил обязать Администрацию МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» устранить указанные нарушения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 5-9). Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признавал, пояснял, что здание, в котором расположена администрация, не приспособлено для установки пандусов. Заявления инвалидов и других маломобильных групп населения принимаются в письменном виде, по телефону, а также по электронной почте. При необходимости к таким лицам специалисты администрации выезжают на дом. В связи с этим нарушений их прав со стороны ответчика не допущено. Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20.09.2011г. требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в не оборудовании пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, здания администрации, расположенного по адресу: <адрес>. Администрация МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» обязана в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, здание администрации, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 22-24). Администрация МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» подала кассационную жалобу на указанное решение суда, просит решение отменить и вынести новое, которым в удовлетворении иска Всеволожскому городскому прокурору отказать. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что права и законные интересы инвалидов и других маломобильных групп населения им не нарушены. С указанными лицами у администрации налажен порядок взаимодействия и никаких жалоб от них по поводу невозможности доступа в здание администрации не имеется. В связи с изложенным, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска (л.д. 30-32). Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Удовлетворяя иск прокурора о признании незаконным бездействия Администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», не оборудовавшей пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, свое здание, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие пандусов не соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что здание администрации не оборудовано пандусами, решение суда в части обязания ответчика устранить такие нарушения в трехмесячный срок, является законным и обоснованным. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 832. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Доводы кассационной жалобы о том, что права инвалидов ответчиком не нарушены, так как взаимодействие с ними организовано таким образом, который не предусматривает их личное посещение здания администрации, представляются несостоятельными. Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помещения органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы. При этом решение суда первой инстанции в соответствии со ст.12 ГК РФ направлено не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права данной категории лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем. Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание администрации пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, ответчиком суду первой инстанции представлено не было, в кассационной жалобе на данное обстоятельство как на основание к отмене судебного решения ответчик не ссылается. Исходя из изложенного, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20.09.2011г. постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и не подлежит отмене или изменению. Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Судья <...>