33-5943/2011



Дело № 33-5943/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург             07 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Киреевой И.А.

судей      Косарева И.Э., Озерова С.А.

при секретаре                                     Ледяеве И.С.

с участием прокурора                       Астапенко И.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению Тосненского городского прокурора, кассационной жалобе
СНТ <...> на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 10 октября 2011 года, которым частично удовлетворен иск Тосненского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ <...> массива <...> об обязании совершить действия по обеспечению требований пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя СНТ <...> Ведерникова В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, полагавшего решение подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Тосненский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованиями к СНТ <...> массива <...> об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности: привести расстояние от застройки до лесных массивов в соответствие с требованиями СНиПа, предусмотреть на территории садоводства здание для хранения первичных средств пожаротушения с несгораемыми стенами, площадью не менее 10 кв.м., установить порядок доставки пожарно-технического вооружения добровольными формированиями; оборудовать пожарные водоемы подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить наличие в садоводстве прицепной мотопомпы.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной Тосненской городской прокуратурой проверки выявлено, что деятельность СНТ <...> осуществляется с нарушением требований пожарной безопасности. Отделом надзорной деятельности Тосненского района Ленинградской области ранее проводилась выездная проверка, за выявленные нарушения СНТ <...>

привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В СНТ <...> выявлены следующие нарушения: расстояние от застройки до лесных массивов менее 15 м.; не определен порядок доставки пожарно-технического вооружения добровольными формированиями. Пожарные водоёмы не оборудованы подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей
и забора воды в любое время года. На территории садоводства отсутствует здание для хранения первичных средств пожаротушения с несгораемыми стенами площадью не менее 10 кв.м., садоводство не обеспечено прицепной пожарной мотопомпой. Тупиковые проезды имеют протяженность более 150 метров, не заканчиваются поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота пожарных автомашин. Несоблюдение правил пожарной безопасности в СНТ <...> создает реальную угрозу пожарной безопасности неопределенного круга лиц, проживающих в данном садоводстве, а также окружающей среде: при возникновении пожара может быть причинен ущерб лесным массивам.

Прокурор, участвовавший в деле, Матвеева О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в садоводстве имеются четыре пожарных водоёма, которые необходимо оборудовать площадками с твердым покрытием - цементно-бетонными плитами.

Представитель СНТ <...> - Ведерников В.А. исковые требования не признал.

Суд постановил решение, которым обязал СНТ <...> массива <...> обеспечить садоводство прицепной пожарной мотопомпой. Установлен срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований об обязании привести расстояние от застройки до лесных массивов в соответствии с требованиями СНиП; оборудовать пожарные водоёмы подъездами с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года Тосненскому городскому прокурору отказано.

В кассационной жалобе Тосненский городской прокурор просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на незаконность и необоснованность судебного решения, постановленного
с нарушением норм процессуального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Вывод суда в части оборудования подъездов к пожарным водоемам в СНТ <...> площадками с твердым покрытием незаконен, не подтверждается исследованными судом доказательствами, строится на предположении. При вынесении решения судом исследован в качестве доказательства акт обследования СНТ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как
в акте указано, что подъезды с площадками засыпаны песчано-гравийной смесью, но не указано, что такое покрытие является твердым, обеспечивающим возможность подъезда к водоему пожарной техники. Не принято во внимание суждение начальника отделения - инспектора отдела надзорной деятельности Тосненского района ФИО1 о том, что твердым является асфальтовое, бетонное или железобетонное покрытие.

В кассационной жалобе СНТ <...> также ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Удовлетворение требований прокурора в части обязания обеспечения садоводства прицепной мотопомпой необоснованно. В садоводстве имеется возможность доставки мотопомпы в любое место на автомобиле-пикапе. Не имеет значения, прицепная она ли нет, поскольку по мощности не уступает прицепной. Судом не учтено, что в садоводстве фактически 120 садоводов,
а наличие прицепной мотопомпы необходимо при количестве садоводов более 300.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований
к отмене или изменению решения суда по доводам кассационных представления и жалобы.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 названного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать
в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды
с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов
к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 4.7 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания
и сооружения», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849, расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 метров.

Согласно п. 5.9 для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м3, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый
с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).

Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330.

Садоводческие, дачные объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп.

Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения. Пунктом 31 ППБ 01-03 предусмотрено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы
с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Как следует из материалов дела, в СНТ <...> массива <...> расстояние от застройки на участках №, находящихся
в собственности граждан, до лесного массива составляет менее 15 метров. Границей участков является ров, за которым начинается лесной фонд.

Согласно акту осмотра от 04.10.2011, проведенному государственным инспектором <...> по пожарному надзору ФИО1 при участии председателя СНТ <...> ФИО2, пожарные водоёмы оборудованы подъездами
с площадками, которые засыпаны песчано-гравийной смесью.

Из сообщения отдела надзорной деятельности Тосненского района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что СНТ «<...> не обеспечено прицепной пожарной мотопомпой.

Удовлетворяя исковые требования в части обязания СНТ <...> прицепной пожарной мотопомпой в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд правильно исходил из того, что поскольку в садоводческом некоммерческом товариществе более 300 участков, мотопомпа должна быть прицепной, доказательств наличия мотопомпы не представлено.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в садоводстве фактически 120 садоводов, тогда как по проекту организации территории СНТ <...>
в садоводстве более 300 участков, необоснованна.

Поскольку из акта осмотра следует, что пожарные водоёмы оборудованы подъездами с площадками, которые засыпаны песчано-гравийной смесью, испытания твердости покрытия не проведены, ни Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), ни СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» обязательное покрытие площадок асфальтом, бетоном или железобетоном не предусмотрено, суд правомерно отказал
в удовлетворении требований прокурора, посчитав, что твердым покрытием может быть и песчано-гравийная смесь, если она исключает увязание колес пожарных автомобилей в грунте при подъезде к водоёму.

Доводы прокурора, что судом не принято во внимание суждение начальника отделения инспектора отдела надзорной деятельности Тосненского района ФИО1 о том, что твердым является асфальтовое, бетонное или железобетонное покрытие, противоречит обжалуемого судебного постановления, в котором суд мотивированно отклонил указанное мнение, не подтвержденное какими-либо нормативными актами.

Судебная коллегия полагает возможным указать, что в п. 3.3.6 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ РО-32-ЦП-652-99. (утв. МПС РФ 24.02.1999), конкретизировано, что на базах проходы, проезды, площадки складирования материалов верхнего строения пути и готовой продукции, сборочные и разборочные стендовые пути, площадки и подъезды к административно-производственным зданиям и другим технологическим объектам должны иметь бетонное, асфальтовое, песчано-гравийное или другое твердое покрытие и содержаться в чистоте, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком. Таким образом,
к твердым покрытиям относится в том числе и песчано-гравийное покрытие.

Оказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд правильно указал, что поскольку постройки на земельных участках принадлежат гражданам - собственникам земельных участков, исковые требования прокурора о приведении в норму расстояния от застройки до лесных массивов заявлены к ненадлежащему ответчику.

При таких обстоятельствах правовых оснований к отмене решения суда по доводам кассационного представления и кассационной жалобы не имеется. Оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 364 ГПК РФ, также не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от             10 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление Тосненского городского прокурора и кассационную жалобу СНТ <...> - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья ...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200