33-49/2012



Дело № 33-49/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 12 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Киреевой И.А., судей : Рогачевой В.В. и Морозковой Е.Е.,

при секретаре: Ледяеве И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Родничок» (далее – МДОУ ), расположенное по адресу: <...>, путем оборудования входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в нарушение закона здание МДОУ такими приспособлениями не оборудовано, что создает трудности для доступа инвалидов и других маломобильных граждан в здание дошкольного образовательного учреждения. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Так как здание МДОУ находится в муниципальной собственности, обязанность по его оборудованию приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения должна быть возложена на Администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (л.д. 4-7).

Ответчик Администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области иск не признала, указала, что здание, в котором расположено МДОУ , было построено до введения в действие нормативных правовых актов, на которые сослался прокурор. Содержащиеся в исковом заявлении нормы и правила применяются при проектировании и строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, и не распространяются на построенные здания. МДОУ является детским садом комбинированного вида, то есть оно не является специальным учреждением для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) группы в нем отсутствуют, условий для реабилитации детей-инвалидов в нем не создано. Кроме того, доступ в дошкольное образовательное учреждение ограничен и его могут посещать только воспитанники, их родители и персонал учреждения, среди которых нет инвалидов-колясочников (л.д. 27-28).

Третьи лица МДОУ и Комитет по образованию Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области не согласились с иском прокурора по тем же основаниям, что и ответчик (л.д. 41-42).

Третье лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе в письменном отзыве иск прокурора считал обоснованным (л.д.13).

Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 ноября 2011 года иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворен (л.д. 59-65).

Ответчик Администрация МО Ломоносовский район Ленинградской области подало кассационную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В кассационной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, которые были положены им в основу отзыва на исковое заявление (л.д. 70-73).

Кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие прокурора, ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте её рассмотрения (л.д. 74-75).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ч.2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под.1 п.1 ст. 14, под.1 п.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Как следует из материалов дела, Прокуратура Ломоносовского района Ленинградской области провела проверку МДОУ на предмет соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов. При осмотре здания МДОУ установлено, что входы в здание не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски; нижняя часть входных дверей не оборудована смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.

Согласно Уставу МДОУ является бюджетным учреждением; его единственным учредителем является Администрация МО Ломоносовский район Ленинградской области (л.д. 8-9).

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд обоснованно исходил из того, что несоблюдение и невыполнение Администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как воспитанники МДОУ , так и их родители, бабушки, дедушки и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Положения Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004г. и от 25.04.2005г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 832.

Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. №73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом; в полотнах наружных дверей следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м. от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

Доводы представителя ответчика о невозможности применения при рассмотрении настоящего дела вышеуказанных положений СП 35-01-2001 представляются необоснованными.

Фактически указанные доводы сводятся к тому, что не проведение реконструкции старых зданий, используемых, в частности, Администрацией МО Ломоносовский район Ленинградской области под социально значимые объекты, освобождает последнюю от обязанности исполнения требований действующего законодательства. Обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлена законом и при выполнении его положений должны применяться действующие в настоящее время строительные нормы и правила.

Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание МДОУ техническими приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски, ответчиком суду первой инстанции представлено не было; к кассационной жалобе таких доказательств ответчиком также не приложено.

Доводы кассационной жалобы о том, что права инвалидов ответчиком не нарушены, так как они не пользуются зданием МДОУ , представляются несостоятельными.

Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент объекта социальной инфраструктуры данной категорией лиц. Решение суда первой инстанции в соответствии со ст.12 ГК РФ направлено не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права данной категории лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.

Исходя из изложенного, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11.11.2011г. постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья <...>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200