Дело № 33-396/2012 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Санкт-Петербург 26 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Пономаревой Т.А., судей Эдвардс А.А., Кошелевой И.Л., с участием прокурора Гавриловой Е.В. при секретаре Колесник А.Н., рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 декабря 2011 года, которым удовлетворено исковое заявление Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Ленинградской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» об обязании за счет средств бюджета огородить по периметру территорию муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>». Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя администрации Васильева С.Б. судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Ленинградской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» (далее – МОУ «<данные изъяты>») об обязании ответчиков, за счет средств бюджета муниципального образования «<данные изъяты>», огородить по периметру территорию МОУ «<данные изъяты>», расположенную по адресу: <адрес>, согласно плану границ земельного участка указанного образовательного учреждения в срок до 1 сентября 2013 года. В обоснование заявленных требований процессуальный истец, ссылался на результаты проверки соблюдения требований законодательства об образовании, которой установлен факт отсутствия ограждения территории МОУ «<данные изъяты>». Между тем, отсутствие ограждения территории данного МОУ забором нарушает требования действующего законодательства и препятствует обеспечению безопасности учеников, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. В этой связи прокурор просит удовлетворить заявленные исковые требования (л.д.№). Представитель администрации МО «<данные изъяты>» ЛО в удовлетворении исковых требований просил отказать, представил письменный отзыв и возражения на исковое заявление (л.д.<данные изъяты>). Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 декабря 2011 года исковое заявление Выборгского городского прокурора удовлетворено. Суд возложил на администрацию МО «<данные изъяты>» ЛО и МОУ «<данные изъяты>» обязанность за счет средств бюджета МО «<данные изъяты>» огородить по периметру территорию МОУ «<данные изъяты>» в срок до 1 сентября 2013 года (л.д.№). Представитель администрации МО «<данные изъяты>» ЛО просит решение суда отменить, считая его незаконным. В жалобе указано на необоснованность ссылки прокурора, в качестве правового обоснования заявленных требований, на Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», поскольку, по мнению подателя жалобы, истцом не представлено надлежащих доказательств снижения по вине ответчиков уровня террористической защищенности МОУ. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции постановлено решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле – Комитета образования администрации МО «<данные изъяты>» ЛО, являющегося специально уполномоченным органом, осуществляющим управление в сфере образования на территории МО «<данные изъяты>» ЛО и являющимся главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, судебное решение является неисполнимым, в связи с тем, что границы земельного участка не установлены, после монтажа ограждения могут быть затронуты права на свободный проезд и проход третьих лиц через территорию образовательного учреждения. Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда. Из материалов гражданского дела следует, что муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» (далее- МОУ «<данные изъяты>») Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области по месту нахождения юридического лица по адресу: <адрес>, 17 декабря 2010 года выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности с регистрационным номером № (л.д. №). Согласно сведениям, содержащимся в Уставе МОУ «<данные изъяты>», оно является бюджетным учреждением, его учредителем является администрация МО «<данные изъяты>» ЛО. Как усматривается из плана земельного участка, выданного начальником отдела по архитектуре и градостроительству Комитета по управлению муниципальным имуществом, администрации МО «<данные изъяты>» ЛО, площадь земельного участка, на котором расположено МОУ «<данные изъяты>», составляет <данные изъяты> га (л.д. №). Согласно протокола осмотра территории, изготовленного 13 сентября 2011 года старшим помощником Выборгского городского прокурора ФИО3., в присутствии понятых ФИО1 и ФИО2, ограждение по периметру МОУ «<данные изъяты>» отсутствует (л.д.№). Выявленные в ходе проведенной Выборгской городской прокуратурой проверки обстоятельства положены в основу вывода суда первой инстанции о том, что территория МОУ «<данные изъяты>»по адресу: <адрес>, не соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по части 111 «Требования к территории образовательных учреждений» п.п.3.1 и 3.2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 утверждены санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» совместно с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года № 19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), и которые введены в действие с 1 сентября 2011 года. При этом с момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считаются утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Пунктами 3.1 и 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена, на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Согласно Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ), под санитарно-эпидемиологическими требованиями следует понимать обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Руководствуясь указанными нормами права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется. Доводы кассационной жалобы о том, что судебное решение является неисполнимым, в связи с тем, что границы земельного участка не установлены, после монтажа ограждения могут быть затронуты права на свободный проезд и проход третьих лиц через территорию образовательного учреждения, судебная коллегия не может признать обоснованными, как сводящиеся к предположению. Ответчиком не представлено доказательств, что на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный в городе <адрес>, когда- либо устанавливался сервитут, в порядке, предусмотренном ст. 23 ЗК РФ. Иные доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационные жалобы не содержат. Руководствуясь статьями 360, 361, 366, 370, 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Ленинградской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: судья Смирнов Г.В.