33-919/2012



Дело № 33-919/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 28 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой И.Л.,

судей Киреевой И.А., Переверзиной Е.Б.,

при секретаре Бондареве Р.Н.,

с участием прокурора Гавриловой Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по представлению Гатчинского городского прокурора на определение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 05 декабря 2011 года, которым отказано
в принятии искового заявления Гатчинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации Гатчинского муниципального района, Совету депутатов Гатчинского муниципального района об обязании возвратить средства федерального бюджета Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., позицию прокурора Ленинградской областной прокуратуры, поддержавшего представление, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Гатчинский городской прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с требованиями об обязании Администрации Гатчинского муниципального района, Совету депутатов Гатчинского муниципального района возвратить средства федерального бюджета Российской Федерации в размере <данные изъяты>.

Требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной Гатчинской городской прокуратурой выявлено, что Администрации МО «Гатчинского муниципального района» Ленинградской области выделены из федерального бюджета средства в указанном размере в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Указанные средства являлись одним из источников финансирования приобретенного Администрацией жилого помещения по адресу: <...> <дата> между Администрацией Гатчинского муниципального района и ФИО заключен договор найма жилого помещения коммерческого использования этого жилого помещения. При заключении договора нарушены положения федерального законодательства, ФИО не подпадает под требования Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> . Администрацией допущено нецелевое использование денежных средств, нарушены ст.289 Бюджетного кодекса РФ.

Судьей Гатчинского городского суда вынесено определение об отказе
в принятии искового заявления, исходя из того, что действующим законодательством не предусмотрена гражданско-правовая ответственность
в случае нецелевого использования денежных средств, исковое заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В представлении ставится вопрос об отмене определения судьи, направлении искового материала для рассмотрения по существу. Полагает, что определение незаконно, вынесено с нарушением гражданского процессуального законодательства. Указывает, что ссылка суда на отсутствие гражданско-правовой ответственности в случае нецелевого использования денежных средств, основана на неверном толковании норм материального права – ст.ст. 283, 289 БК РФ. Запрет на взыскание указанных средств в порядке гражданского судопроизводства не установлен. Полагает, что подлежат применению положения ст. 1064 ГК РФ.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению
в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 283 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена меры в виде изъятия бюджетных средств.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 284 БК РФ руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Абз. 1 п. 2 ст. 284 БК РФ предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

В силу п. 1 ст. 2841 названного кодекса в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения
в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом п. 2 данной статьи определено, что руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты,
и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом, имеют право списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных настоящей частью Кодекса;

Из положений приведенных норм права видно, что законодателем предусмотрен внесудебный – бесспорный порядок - изъятия бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Взыскание производится
в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 284.1 БК РФ, органами, исполняющими бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты).

При этом сведений о соблюдении надлежащими государственными органами досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, предусмотренного федеральным законом для данной категории споров, не представлено.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора
с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом ошибочно применены нормы процессуального права, определение судьи подлежит отмене, с вынесением нового определения о возвращении искового заявления.

Руководствуясь ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений
в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» № 353-ФЗ
от 09.12.2010, ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

определение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 05 декабря 2011 года отменить.

Возвратить исковое заявление Гатчинского городского прокурора
в интересах Российской Федерации к Администрации Гатчинского муниципального района, Совету депутатов Гатчинского муниципального района об обязании возвратить средства федерального бюджета Российской Федерации.

Председательствующий:

Судьи:

Судья ...