33-932/2012



Дело № 33-932/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 28 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой И.Л.,

судей Киреевой И.А., Переверзиной Е.Б.

с участием прокурора Гавриловой Е.В.

при секретаре Бондареве Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации <данные изъяты> Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 8 ноября 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л.,

судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Лужский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Просил обязать администрацию <данные изъяты> устранить на территории поселения в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности:

1. Проложить противопожарные разрывы с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенных пунктов <адрес> и лесным массивом, в соответствии с действующим законодательством – расстоянием не менее 15 метров;

2. Устранить на территории поселения в населенных пунктах выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности:

<адрес>

- оборудовать территории населенных пунктов средствами звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара п.114 ППБ 01-03.;

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

- оборудовать территорию населенного пункта достаточным наружным освещением для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений;

<адрес>:

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

- оборудовать территорию населенного пункта достаточным наружным освещением для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений;

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

- оборудовать территорию населенного пункта достаточным наружным освещением для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений;

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

<адрес>

- оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадку (пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. 94ППБ 01-03 и п.4,5 СП 8.13130.2009.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной отделом надзорной деятельности Лужского района выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности в населенных пунктах <адрес>. В частности:

- населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами,

- территории населенных пунктов не оборудованы средствами звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара,

- на территории населенных пунктов у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

- отсутствуют подъездные пути к водоемам и не оборудованы площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 м., для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

- не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос).

Несоблюдение установленных норм и правил пожарной безопасности влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, находящихся на территории <данные изъяты> Лужского муниципального района.

Представитель ответчика <данные изъяты> нашел исковые требованиями Лужского прокурора подлежащими частичному удовлетворению, факт нарушений требований пожарной безопасности не оспаривал, вместе с тем, полагал требования об оборудовании пирсов для установки противопожарной техники в деревнях <адрес> необоснованными, т.к. отсутствует подъезд к данным населенным пунктам, поскольку они находятся за рекой, кроме того в <адрес> никто постоянно не проживает.

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 8 ноября 2011 года исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворены частично.

Суд обязал Администрацию <данные изъяты> Лужского муниципального района Ленинградской области в срок до 1 мая 2012 года устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности на территории поселения:

- проложить противопожарные разрывы с обустройством в них минерализованной полосы между границами застройки населенных пунктов <адрес> и лесным массивом расстоянием не менее 15 метров.

- в <адрес> : оборудовать территорию населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирсы) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения, а также оборудовать площадки(пирсы) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года ;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений;

- в д<адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в <адрес>: оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадку(пирс) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В кассационной жалобе администрация <данные изъяты> Ленинградской области просит решение суда отменить, прекратить производство по делу, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В жалобе указано, что суд первой инстанции не учел, что вынесенное решение ущемляет права администрации поселения, определенное уставом, т.к. влечет за собой изменения муниципальных целевых программ и долгосрочных планов по вопросам обеспечения пожарной безопасности и их финансовое обеспечение.

Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В процессе судебного разбирательства наличие нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в населенных пунктах <адрес> в результате проведенной проверки, нашло свое подтверждение и не оспаривалось представителем ответчика.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», содержащей характеристику и раскрывающей содержание понятия системы обеспечения пожарной безопасности, следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организацию ее деятельности.

Нормами пожарной безопасности (пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313), которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (рек, озер, бассейнов, градирен и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 м x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению, требования пожарной безопасности к расходам воды на наружное пожаротушение предусмотрены ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденным Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178.

Также пунктом 114 указанных Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Пункт 27 Правил указывает, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Кроме того, пунктом 112 предусмотрено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В настоящем случае суд посчитал, что в соответствии с выявленными нарушениями пожарной безопасности, и на основании положений Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», достаточными мерами по соблюдению указанного пункта правил будет проложение между границами застройки населенных пунктов и лесным массивом противопожарных разрывов с обустройством в них минерализованной полосы расстоянием не менее 15 метров. Стороной ответчика данный вывод суда не оспаривается.

Правомерность предъявления прокурором Лужского района настоящего иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями части первой статьи 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 43-ФЗ), согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2.202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При разрешении спора по существу, суд первой инстанции учел положения, содержащееся в п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Как закреплено в п. 9 ч. 1 ст. 6 Устава <данные изъяты> Лужского муниципального района Ленинградской области, утвержденного Советом депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз. пятым статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации постановлено предусмотреть в бюджете муниципального образования на 2007 и последующие годы средства, в частности, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования; на создание и содержание муниципальной пожарной охраны, добровольных пожарных формирований в населенных пунктах, находящихся на значительном расстоянии от подразделений государственной противопожарной службы; на ремонт, испытание и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, в том числе, систем противопожарного водоснабжения, предназначенного для тушения пожаров; на проведение противопожарной пропаганды среди населения.

В соответствии с Типовым положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336, такое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает, в частности, муниципальное правовое регулирование организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности, а также разработку, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в части расходов на пожарную безопасность, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения программ обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности (п. 2).

Действующее законодательство не связывает реализацию возложенных на органы местного самоуправления полномочий с наличием финансовой возможности.

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы о том, что вынесенное решение ущемляет права администрации, определенное уставом, т.к. влечет изменение муниципальных целевых программ и долгосрочных планов по вопросам обеспечения пожарной безопасности и их финансовое обеспечение, не имеют правового значения, поскольку при надлежащем и своевременном исполнении администрации <данные изъяты> Ленинградской области своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений <адрес>, указанных нарушений требований пожарной безопасности не было бы допущено.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положения локального правового акта - Устава <данные изъяты> Ленинградской области (т. 1 л.д. 18) и постановил решение, соответствующее закону.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Лужского городского суда Ленинградской области от 8 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации <данные изъяты> Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Михайлов В.В.