Дело № 33-1360/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 29 марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего: Ильичевой Т.В., судей : Эдвардс А.А. и Рогачевой В.В., при секретаре: Глазуновой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и Правительства Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2011 года по гражданскому делу № по иску Дозорец Л.Н. к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств в целях обеспечения жильем и обязании предоставить безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя ответчика Правительства Ленинградской области Яровой И.А., поддержавшей доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда установила: Дозорец Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств в целях обеспечения жильем и обязании предоставить безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В обоснование своих требований истица указала, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Постановлением Главы Администрации Лужского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Она обратилась к ответчикам с заявлением об обеспечении её жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Отечественной войны 1941-1945 годов». ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области ей отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. При этом само решение рабочей группы в её адрес не направлялось и причины отказа ей неизвестны. В любом случае, истица полагает данный отказ незаконным, так как в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992г. №1235 бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, признанным инвалидами, предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Таким образом, действующим законодательством на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2011 года требования Дозорец Л.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице рабочей группы по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащийся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении Дозорец Л.Н. бюджетных средств на обеспечение жильем. Правительство Ленинградской области и Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обязаны предоставить Дозорец Л.Н. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д. 53-59). Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области подала кассационную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области не наделена функцией принятия решений о предоставлении гражданам субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения и по требованию Дозорец Л.Н. является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, в нарушение ч.2 ст.207 ГПК РФ, вынося решение против двух ответчиков, суд не указал, в какой доле каждый из них должен его исполнить, или что их ответственность является солидарной (л.д. 61-62). Правительство Ленинградской области также подало кассационную жалобу на решение суда от 16.12.2011г., просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, в том числе, и обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, установлены ст.15 ФЗ «О ветеранах». При этом ст.2 ФЗ «О ветеранах» установлен исчерпывающий перечень категорий лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, не подлежащий расширительному толкованию. Несовершеннолетний узники концлагерей в данный перечень не входят. Бывшие несовершеннолетние узники имеют право на предоставление аналогичных мер социальной поддержки, которые предоставляются участникам Великой Отечественной войны, но в перечень ветеранов Великой Отечественной войны не включены и имеют самостоятельный статус. Указ Президента РФ от 07.05.2008г. №714 распространяется только на ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и не содержит положений по обеспечению жильем несовершеннолетних узников концлагерей (л.д. 70-72). Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Дозорец Л.Н. и представителя ответчика Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени его рассмотрения (л.д. 92-93). Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нём. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 на эту категорию лиц не распространяется. Нельзя признать правомерной ссылку в решении суда на Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». В соответствии с этим Указом бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется. С учетом изложенных обстоятельств отказ Правительства Ленинградской области в предоставлении Дозорец Л.Н. бюджетных средств на обеспечение жильем является законным и обоснованным и у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Вместе с тем, следует учитывать, что ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»). Истица с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и будет обеспечена жилым помещением в общем порядке, а не в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714. Исходя из изложенного, выводы суда первой инстанции, изложенные в судебном решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, а потому решение суда подлежит отмене. Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены на основании представленных сторонами доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении иска, не передавая дело на новое рассмотрение. Руководствуясь статьей 2 ФЗ от 09.12.2010г. №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс», статьями 360-361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила: решение Лужского городского суда Ленинградской области от 16 декабря 2011 года отменить с вынесением по делу нового решения. В удовлетворении иска Дозорец Л.Н. к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств в целях обеспечения жильем и обязании предоставить безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения - отказать. Председательствующий: Судьи: Судья <...>
участников Великой Отечественной войны, и ответчики обязаны предоставить ей безвозмездную единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д. 3-5).